Как воруют в Бурятии

Mar 13, 2014 15:00

В СМИ курсируют слухи о скорой отставке президента Республики Бурятия Вячеслава Наговицына, связанного с громадным валом коррупционных и криминальных скандалов. Начиная от строительства жилья и кончая свинофермой...





Газета «Новая Бурятия» отмечает, что в республике начался политический кризис. Осенью прошлого года было отмечено падение главы Бурятии в рейтинге «Национальной службы мониторинга» с 33го на 58место. На январь 2014 года президент Бурятии занимал уже 76е место из 83х глав регионов России по рейтингу информационно-аналитической системы Медиалогия. Ухудшение репутации заставило Наговицына пойти на резкое обновление состава правительства. В частности, были уволены министр культуры Тимур Цыбиков, министр сельского хозяйства Александр Манзанов и министр имущественных отношений Маргарита Магомедова. Все эти должностные лица уволены после серьёзных скандалов.


Министр культуры Цыбиков, как отмечает газета, приобрёл одиозную репутацию не только за счёт своих клановых связей - как сын главы Курумканского района Гомбожапа Цыбикова, но и из-за амбициозных культурных проектов, окончившихся провалом.


Впрочем, «подвиги» Цыбикова меркнут на фоне экс-министра Александра Манзанова. 29 октября 2013 года в отношении последнего было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 285УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). Чиновник и его подельники были пойманы на хищении более 11 миллионов рублей из бюджета региона. На данный момент следствие продолжается, причём Манзанову уже предъявлено обвинение.


При этом глава региона до последнего предпринимал всё возможное для того, чтобы проворовавшийся министр избежал уголовного преследования.

Экс-министр имущества Маргарита Магомедова также представляет целый клан, широко представленный во властных структурах Бурятии. Так, её сын Теймур Магомедов является руководителем местной службы судебных приставов, а тесть Теймура - Геннадий Осокин - заместителем председателя Верховного суда республики.

10 февраля подал в отставку и министр природных ресурсов Баир Ангаев. Уже объявлен конкурс на освободившуюся должность. Также планируется отставка руководителя МВД по республике Бурятия Александра Зайченко. Следует отметить, что это уже не первая волна отставок - предыдущая команда министров, сформированная Наговицыным, также не продержалась и года.


Баир Ангаев

Скандалы и уголовные дела уже подошли вплотную к самому Вячеславу Наговицыну. В декабре прошлого года с поста начальника Управления Капитального Строительства Республики ушёл ближайший партнёр Наговицына Сергей Шабалов. Через УКС проходят миллиарды бюджетных средств, так что добровольный уход Шабалова был, очевидно, связан с многочисленными уголовными делами вокруг этой структуры, а также скандалом с «липовым» дипломом самого Шабалова. Также на днях было возбуждено уголовное дело в отношении директора ГКУ «Хозяйственно-транспортный комплекс администрации главы и правительства Республики Бурятия» Александра Сучкова. Он подозревается в нецелевом расходовании десятков миллионов бюджетных рублей на строительство гостевого домика. Для каких гостей строился «домик», разбирается следствие. Но, как заявил руководитель Следственного комитета РФ по Бурятии генерал-майор юстиции Вячеслав Сухоруков, в ходе следствия будут допрошены высокопоставленные чиновники, «возможно, и глава республики».

В последние дни тучи над президентом республики все сгущаются: Газета РБ, со ссылкой на «Новую Бурятию», указывает на прецедент с отставкой 29 января губернатора Челябинской области Михаила Юревича. Газета приводит целый список кандидатов на пост президента Бурятии. В первую очередь, речь идёт о депутате Госдумы РФ Михаиле Слипенчуке, члене Совета Федерации РФ от Забайкальского края, Баире Жамсуеве и заместителе Наговицына в правительстве Бурятии Александре Чепике.

Пока что президент Бурятии опровергает все слухи о своей возможной отставке и заявляет, что он и все члены его команды справляются со своими обязанностями. Судя по поступающим сообщениям о бедственном положении в социальной и жилищно-коммунальной сфере,этим словам едва ли можно верить. Жильцы ветхих домов, на переселение которых было выделено более 9 миллиардов рублей, не спешат вселяться в новые дома, что значит только одно - большая часть денег осела в карманах чиновников. Местные жители также отмечают резкое ухудшение экологической обстановки в регионе. Как сообщает местная «Газета номер 1», работы по ликвидации Джидинского вольфрамо-молибденового комбината, проводимые компанией «Акрополь», привели к массовым аллергическим и онкологическим заболеваниям среди местного населения. Продолжаются сокращения на ведущих предприятиях региона, так на заводе «Байкалфарма» была уволена половина из 400 работников предприятия. Даже те бизнес-проекты, которые курируются непосредственно администрацией области, терпят фиаско. Так, достоянием общественности Бурятии стали вопиющие безобразия, вскрытые на свинокомплексе «Восточно-Сибирский». Массовый падёж свиней, произошедший от дистрофии печени и энтерита, всколыхнул общественное мнение - ведь на строительство свинокоплекса было выделено более трёх миллиардов рублей, в том числе и по гарантированным правительством республики кредитам.


Резкое ухудшение социально-экономического положения Бурятии создаёт питательную почву для преступности. Как сообщает агентство «Байкал - Daily”, республика вошла в пятёрку самых криминальных регионов России, наряду с соседней Иркутской областью, Забайкальским краем, Тюменской областью, Приморским краем и Сахалинской областью. За 2013 года в Бурятии на каждые 100 тысяч населения зарегистрировано 2337 преступлений. Последнее и не удивительно, учитывая то, насколько глубоко руководство республики срослось с криминальными структурами. На фоне социальной катастрофы процветает национализм, которому всячески потворствует администрация Наговицына, рекрутирующая своих сотрудников среди так называемых «семейских» - представителей радикального старообрядчества. Одновременно на бурятской почве прижился и радикальный исламизм: при этом, официальный, мирный и безопасный для властей ислам здесь не представлен. В республике действуют учебные заведения, созданные экстремистской исламской сектой «Нурджулар». Учащимся такой школы был и один из идеологов северокавказских ваххабитов Саид Бурятский». Руководство Бурятии, по-видимому, сделало всё для того, чтобы в случае серьёзных социальных выступлений, быстро канализировать их в национально-религиозные. О том, насколько серьёзную ставку Наговицын делает на национализм свидетельствует давление на независимые СМИ, которые критикуют политику властей в этой сфере. Так, под давлением правительства, по решению суда, с сайта газеты «Новая Бурятия» была удалена статья «Мрачная тень губернатора Наговицына», а редакция газеты была вынуждена выпустить опровержение на неё и ряд других материалов.

Желание центральных властей навести порядок в Бурятии и, с другой стороны, глубокое недовольство местного населения, могут с немалой вероятностью привести к тому, что Наговицын и его команда лишатся своих постов в самое ближайшее время. Культивирование национализма и других форм шовинизма может выйти боком самому Наговицыну, который в условиях управленческого хаоса и полной недееспособности правительства не сможет контролировать взращенные им же самим деструктивные силы. Игнорирование социальных и экономических проблем тоже, как минимум, не способствует выживанию Наговицина на посту президента Бурятии. Так или иначе, решением ли сверху, под давлением ли снизу - но Наговицыну придётся уйти, желательно добровольно.


Previous post Next post
Up