При строительстве моста в Новгородской области нашли уникальное судно XV века

Oct 17, 2014 06:30

 И я отправился смотреть как археологи, лет на 200, отодвигают занавесу тайн. Сегодня про древнерусский флот известно лишь названия нескольких лодок из летописей и догадки о их конструкциях. Но уникальная находка не имеет аналогов в отечественной истории и не подходит под какие-либо известные описания, к тому же, законсервированное под метром ила судно хорошо сохранилось. Назвали его "Ситно-1", по названию ближайшего населеного пункта.

В палаточном лагере археологов, на берегу реки Волхов, впервые в жизни меня встречали с кирпичом в руках (на самом деле накормили и повели на экскурсию).На фотографии Айвар Степанов - научный сотрудник Института археологии РАН, подводный археолог, председатель Новгородской областной Федерации подводной деятельности. А с виду обычный кирпич - груз затонувшего судна, который и позволил определить век крушения корабля.




Айвар Владимирович рассказал, что такой кирпич не обжигали, значит ещё не умели. В форму заливали глину, и оставляли под солнцем. В результате на нижней части кирпича оставался "орнамент" от травы, а на верхней следы кошечек, птичек или насекомых. Так же в кирпиче есть обсыпка - песчаная или из кирпичной крошки, она позволяла отделять изделие от формочек. Археологи считают, что в середине XV века корабли возили эти кирпичи из Новгорода для строительства двух церквей в Среднем и Нижнем Поволховье.

Когда был момент знакомства с членами команды экспедиции у меня появилось ощущение голливудского боевика, где каждый герой в совершенстве владеет определенным набором навыков. Но тут все по-настоящему. Например Валерий Николаевич Орлов, человек, посвятивший жизнь поиску останков солдат Второй Мировой войны, их захоронению и поиском родственников. На вопрос о количестве найденных останков ответил, что раньше не считали, но около 7- 10 тысяч.  Не удивительно, но палаточный лагерь имеет свой мини музей Второй Мировой войны.


Домик на воде это база аквалангистов. Под ним, на глубине 11 метров, лежит почти целый корпус корабля, длиной 21 метр, шириной - 6,5



В самом домике Паль Евгений Петрович (генеральный директор ООО «ИТЦ Специальных работ») следит за работой водолаза с помощью камеры и рации. Вода грязная и видимость практически нулевая, что и видно на мониторе ноутбука




Водолазом оказался сын Айвара Степанова Марк Степанов. На объекте работают три водолаза, в их числе и сам Айвар. Время прибывания "на дне" 2 часа, после может начаться "декомпрессионная болезнь".

Вернувшись на берег нас повели в палатку-лабораторию. В ней находится килевой штевень (толстый вертикальный брус, служащий основой кормы или носа корабля) в бассейне с водой. Сделано это для того, что бы дерево не испортилось от контакта с воздухом. Нашли его отдельно от корабля и прежде чем поднять три дня чистили от ила. Порода дерева не известна.


Руководство компании "Автодор", частично остановило возведение моста через реку Волхов, что бы не повредить судно. Будущее уникальной находки пока не определено, идут работы по оценке состояния корабля. Если судно будет возможно поднять, то оно станет отличным поводом для открытия первого музея подводной археологии. Если нет, то будет перемещено на меньшую глубину и внимательно изучено. Строительство моста по плану заканчивается в 2017 году, а автомагистраль М-11 (Москва - Санкт-Петербург) в 2018, так что торопить археологов не будут. Интересный факт, что всего было около 52 вариантов где мог быть построен этот мост и не прогадали. Автодору респект за то что занимаются судном, ведь оно может в корни изменить представление о древнерусском флоте.

Не проходите мимо кнопочек социальных сетей, наверняка и вашим друзьям будет интересно. Также поддержать можно нажав на кнопочку "рекомендовать" в нижнем правом углу этой страницы. Заранее спасибо!

Кроме того фоловте меня в twitter
Заходите в мою группу в VK

Автодор, древнерусский флот, Паль Евгений Петрович, судно XV века, Ситно-1, река Волхов, автомагистраль М-11, Валерий Николаевич Орлов, Айвар Степанов

Previous post Next post
Up