150 причин не защищать Родину: Мельница, дедушка и прадедушка.

Jul 29, 2014 01:26



Все помнят как теле#анал «Дождь» накануне семидесятилетия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады запустил опрос на тему: «Надо ли было сдать Ленинград немцам, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?» и мгновенную реакцию общества и прокуратуры на это.
Однако, одно дело, среагировать на подобную «тупо в лоб» пропаганду «либеральных» «ценностей», и совсем другое своевременно обнаружить в нагромождении эзоповых образов данную кощунственную параллель.
В 2013 году, режиссер Елена Гремина поставила спектакль «150 причин не защищать Родину.», не смотря на то, что само действие повествует про падение Константинополя, для жителей нашей страны, защита Родины естественным образом ассоциируется в первую очередь с ВОВ.
ИЗ ИНТЕРВЬЮ с Еленой Греминой:
- Это двое одержимых, которые идут оба до конца, не принимая во внимание ничего, оба способны на все - один чтоб отстоять Город, другой чтоб взять его. Император Константин отнюдь не жертва. Он выбирает смерть, лишь бы не поступиться своей честью, что приводит в свою очередь к страшным мукам горожан и зверствам в Городе, взятом штурмом

Пояснять про каких именно двоих одержимых идет речь на самом деле думаю не надо.
Ну не может сама по себе история о штурме Константинополь в наше время быть интересной свой непосредственной историчностью без прямых параллелей с НАШЕЙ историей.
А желания через исторические коллизии объяснить, что с Россией происходит сегодня, у тебя нет?
- Ну, мне кажется, что спектакль в какой-то степени объясняет. Главным образом, я думала о стратегиях выживания в трудные времена. Есть несколько вариантов.



В то время как 2014 год объявлен в России «годом культуры», в честь чего на скорую руку в паинте даже нарисовали убогий логотип, однако пока никаких особых прорывов в культуре невооруженным глазом невидно. Ибо младорасеянские деятели искусства плевать хотели на дериктивы центра.

Елена Гремина поставившая спектакль «150 причин не защищать Родину.», ранее занималась пиаром «невинноубиенного» адвоката Магницкого.
Спектакль памяти Сергея Магнитского, а также второй пьесы об этом деле «Час Восемнадцать-2», включившей в себя анонимные показания сотрудников ФСИН, ставших свидетелями происходящего с адвокатом , имел широкий общественный резонанс. А пьеса переведена на несколько языков и поставлена в Лондоне, США, Франции.
В интервью журналу Большой Город Гремина сообщила, что спектакль о Магнитском - это первый спектакль, в котором Театр.doc отходит от свой традиционно нейтральной позиции.

Показательны и следующие детали, из рецензии на спектакль «150 причин не защищать Родину.»:
Вопрос «почему» - это основная тема спектакля Греминой. Почему «сильные мира сего» даже не пытались договориться ? Зачем не пришли на помощь европейские «друзья»? А единственный, который пришел, был оклеветан? Из-за чего самые умные и талантливые представители нации были не оценены соплеменниками и перешли на сторону врага? Объединяло ли что-то нацию, и верил ли верил ли кто-то в победу?
Параллели явственны и прозрачны: умных вождей-тиранов (как Мехмет), жаждущих напасть, полно и сейчас. Приближенные к власти и сегодня не могут объединиться даже во имя родины (им мешают амбиции и жажда наживы). Вменяемые политики вынуждены быть флюгерами при «царе» из-за страха за свою жизнь (как великий визирь Мехмета). Народ же безмолвствует и верит имперским сказкам про «народ-мессию», непобедимую нацию и неприступные города. Третий Рим на краю гибели. И новые «турки» вот-вот придут. Они то уж точно знают, что при отсутствии единства внутри страны, ее очень легко завоевать извне.

А это уже из монолога Греминой напечатанного в «Новой газете» 12.05.2014:

Сегодня очевидно (для меня): хороший гражданин и хороший человек - разные вещи. Хороший гражданин стоит на Майдане/хочет, чтобы скорее ввели войска/штурмует госучреждения/ поет хором государственный гимн своей страны со слезами на глазах. Хороший гражданин готов погибнуть за георгиевскую ленточку/желто-голубую ленточку(для автора это одно и тоже). Хороший гражданин скорбит, когда убивают за Родину друзей, и готов мстить за них. Но про себя гордится их смертью! Тех друзей, которые проявляют себя как плохие граждане, хороший гражданин вычеркивает из своих контактов в мобиле и из своего сердца. Хороший гражданин охотно стреляет, быстро научается выворачивать булыжники и делать пращу. И камни из этой пращи летят во врагов родины хорошего гражданина. Хороший гражданин радуется, когда враг горит заживо и считает, что труп врага всегда пахнет хорошо. Хороший гражданин радуется, что сгорели колорады/майдауны, что избиты болотники/путиноиды/быдло, так им и надо, а чего они хотели, сами виноваты. Хороший гражданин, короче, всегда немного кровожаден, жесток и безжалостен. «Лес рубят - щепки летят» - в общем, это фраза хорошего гражданина. Хорошие граждане дали выпить цикуту Сократу, изгнали из Афин Аристида Справедливого, доносили на соседей, что те утаивают зерно при продразверстке, сигнализировали, если в загранпоездке товарищ покупал запрещенную книгу. Хорошие граждане, верные патриотизму, донесли на моего дедушку, обычного веселого инженера, рассказавшего анекдот, и мой отец с пяти лет рос сиротой, а я дедушку так никогда и не увидела.

Ну собственно теперь понятно откуда ноги растут. Но это только цветочки, дате автору монолога немного времени, что бы развернуться как Льву Дурову на Суде Времени, когда он закатил истерику в стиле одного из своих персонажей.
…Хорошего гражданина я до смерти боюсь. Мне нравится плохой гражданин. Это, наверное, генетическая память. Плохие граждане нарушали законы: прятали в войну под оккупацией евреев в погребе, пока хорошие граждане доносили, где плохо исполняется закон.

Как видно драматург, прочно увязывает доносы при сталинизме и доносы на евреев, как и в предыдущих интервью ставя знак равенства между СССР и фашисткой германией.
После революции плохие граждане врали про детей дворян, что это их дети, - чтобы те могли получить образование. Мой прадедушка, раскулаченный хозяин мельницы на Кубани, сразу после революции притворялся глухим после контузии - и его бывшие работники оказались плохими гражданами и не донесли на него, и он остался жив, женился и родил мою бабушку.

Гремина заканчивает в стиле мольбы к всевышнему прося:
Господи Боже мой, разреши мне никогда не стать хорошим гражданином. Разреши, чтобы я не хотела, чтобы мой муж, мои сыновья, мой брат были хорошими гражданами и хотели кого-то убивать, как настоящие патриоты. Я не хочу петь гимн своей страны со слезами на глазах. Я не хочу радоваться чьим-то смертям, я хочу, чтобы верность моим друзьям и моей семье была для меня на первом месте.

Я понимаю и сочувствую Греминой, ведь у нее действительно есть причины не защищать Родину: национализированная мельница, раскулаченый прадедушка и любитель анекдотов дедушка.

Ссылки:
http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/performance/532387/tab-reviews/review71693/
http://ptj.spb.ru/blog/dzhustiniani-dolzhen-umeret/
http://www.teatral-online.ru/news/10447/
http://www.mn.ru/culture_theater/20140123/368080764.html
http://www.novayagazeta.ru/arts/63535.html

культура, пропаганда, история, Украина, Технологии

Previous post Next post
Up