Конституция России ступила на минное поле

Jul 11, 2020 11:00



Ладно чемпионка по прыжкам с шестом не читала Конституцию, но председатель Госдумы должен время от времени её перечитывать.

[Spoiler (click to open)]
Выступая на заседании президиума Совета законодателей, Вячеслав Володин предложил «проанализировать сегодня все межгосударственные соглашения в рамках международных организаций, которые сформировали правовое поле в этой части в течение 1990-х годов и до сегодняшнего дня действуют», на предмет соответствия поправкам к Конституции. И также напомнил, что согласно одной из важнейших поправок к Конституции, одобренных россиянами 1 июля, «её положения занимают доминирующую позицию по отношению к тем решениям, которые могут быть приняты или уже приняты». А также предложил уведомить все международные организации, что Основной закон России «теперь доминирует» над всеми решениями и Россия будет «руководствоваться своей Конституцией».

Всё бы хорошо, если бы не одно «но». В незыблемой первой главе Конституции «Основы конституционного строя», положения которой не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, и, соответственно, нетронутой первоиюльским «обновлением», четко сказано в ч.4 ст.15: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». То есть в Конституцию заложили мину, которая введет правовую систему России в состояние турбулентности. Никакого иного состояния в результате неисполнения ратифицированных международных договоров, являющихся составной частью правовой системы государства, ожидать не приходится. И это не что иное, как самоподрыв Основного закона и правовых основ государства, чреватый ещё большими репутационными потерями и усугублением состояния международного одиночества России.

И таких «мин» в Конституции после 1 июля появилось предостаточно. В числе первых законопроектов анонсированы те, что включат местное самоуправление «в единую систему публичной власти». При том, что в той же незыблемой первой главе сказано, что в Российской Федерации «гарантируется местное самоуправление», оно «в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы «не входят в систему органов государственной власти». Правовые кульбиты, с помощью которых будут пытаться убеждать в самостоятельности местной власти в рамках единой системы власти, будут, скорее всего, напоминать портных из сказки про голого короля. Ну а что?! Старый Новый год празднуем, основные образовательные программы за счет дополнительных в школах реализуем, почему бы и новым чудесам не появиться в этом ряду?!

Вопреки незыблемым нормам первой главы Конституции о составе власти первоиюльское обновление принесло в Основной закон некий Сверх-орган - Государственный совет с мета-властными полномочиями по обеспечению «согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации». Это уже даже не ветвь власти. В обещанном законе увидим, будет ли это садовник с секатором или лесоруб с топором, который окончательно перекроет источнику власти контакт с ветвями, и сколько останется жить ветвям до их окончательного усыхания.

Можно уже и выключить миноискатель, потому как и на этих примерах понятно - главная мина находится под нашим правом на жизнь в правовом государстве. Оно прописано в ст.1 незыблемой первой главы. Наша задача - его защитить.

Сколько бы авторы и заказчики комплексного конституционного обеда не убеждали со всех экранов в его пользе и необходимости для обеспечения стабильности в стране, не приходится сомневаться, что реально они обеспечили правовое несварение и дестабилизацию в стране. А все их увещевания - лишь мина при плохой игре.

Эмилия Слабунова
депутат Заксобрания Карелии


политика, россия, конституция, закон

Previous post Next post
Up