Прикинем на пальцах, насколько ощутимы объявленные российские санкции в отношении импортного продовольствия, скажем, для Евросоюза. По данным
Eurostat в 2013 году экспорт продовольствия за пределы ЕС составил 75,3 млрд. евро, в том числе в Россию 8,8 млрд. евро (11,6%). Мы второй внешний покупатель европейской еды после США..
Но надо учесть, что основные потребители для европейских фермеров - это сами европейцы. За пределы Евросоюза вывозится примерно пятая часть сельхозпродукции. То есть если даже Россия запретит весь импорт продовольствия из ЕС, то лишними на его рынке окажутся примерно 2% производимой продукции. Если санкции коснутся половины импорта, то примерно 1%.
Это, конечно, не так уж много, но не так и мало. Снижение доходов затронет несколько десятков тысяч семей. Как только они почувствуют, что из-за демонстраций солидарности европейских властей с США им лично стало сложнее платить по кредитам и перестало хватать на привычный уровень жизни, у европейских политиков ко всем их внутренним проблемам добавится еще одна, и очень болезненная, зная активность фермеров в защите своих прав. Это вполне может подтолкнуть Евросоюз к переговорам и поиску компромисса с Россией.
С другой стороны, для самих США доля России в их сельхозпроизпроизводстве и экспорте незначительна. При этом Обама, похоже, знает волшебное слово, которое заставляет европейцев делать довольно странные вещи с точки зрения собственных интересов их стран. Если он его опять шепнет, все может быть.
В общем, если нас прижмут к реке, то ничего нельзя гарантировать... (с)