Говорить небывалое - лгать, хвастать.
Толковый словарь Даля
Индустриализация нищей и отсталой России - это по сей день одна из важнейших опор советской мифологии. Подразумевается, что бурный рост промышленности доказывает преимущества коммунистического режима и плановой экономики. Часто можно видеть, как сторонники советской модели этим оправдывают и позорно низкий уровень жизни в СССР, и неоднократные голодоморы, и репрессии: ну и что, а зато вон как росло производство! Свой «символ веры» - восхищение успешностью и экономической эффективностью советского строя - они вкладывают в уста даже Черчиллю, когда приписывают ему известную фразу о сохе и атомном реакторе (или атомной бомбе - кому что ближе).
Согласно советской статистике, в результате Первой мировой и Гражданской войн промышленное производство в 1920 году упало до 13,8% от довоенных объемов. Однако уже в 1926 году советская промышленность снова достигла уровня 1913 года, в 1940 году превзошла его в 8,5 раз, а в своей высшей точке, в 1989 году, промышленность СССР выпускала в 256,8 раза больше продукции, чем в 1913 году.
Если уж сравнивать промышленность СССР и царской России, надо бы, конечно, брать за базу 1916 год, когда промышленное производство достигло максимума - 121,5% от уровня 1913 года. И это в то время, когда промышленность других воюющих стран сокращала выпуск продукции: в Англии он составил 89%, в Германии 64% по сравнению с 1913 годом (
СССР и капиталистические страны. М., 1939, стр. 127). Но даже с этой оговоркой цифры советской статистики, безусловно, впечатляют. Промышленность США за весь ХХ век выросла лишь в 17,9 раза, но и этого стране хватило, чтобы из первой среди равных превратиться в бесспорного промышленного лидера западного мира.
Однако с конца 1920-х годов советская промышленная статистика становится все менее конкретной и прозрачной. Вместо абсолютных цифр в открытых изданиях преобладают проценты роста и выполнения плана. Уже тогда западные эксперты начинают говорить, что закрытость статистики - это признак неблагополучия в экономике. И действительно, торжественные рапорты об успехах пятилеток сочетаются с возрождением карточной системы в городах и голодом в сельской местности. Тогда же появляются и первые альтернативные оценки роста советской промышленности, гораздо менее радужные, чем официальные.
В наши дни С.В.Смирнов опубликовал интереснейшую
работу, в которой проанализировал и данные советских источников, и множество научных исследований, отечественных и зарубежных, и буквально по кусочкам реконструировал динамику промышленного развития России/СССР с 1861 до 2012 года. Полагаю, тем, кого интересует эта тема, стоит ознакомиться с этой небольшой, но очень содержательной публикацией. Здесь же приведу только ее основные результаты. По совокупности альтернативных оценок объем промышленного производства СССР составил в 1940 году 448% от уровня 1913 года вместо 852% по советской отчетности, а его максимум был достигнут в 1988 году и превысил показатель 1913 года в 47,2 раза, а не в 256,8 раза.
Это все равно очень хорошие результаты, но они уже мало отличаются от тех темпов роста промышленности, которые показывала царская Россия без всяких революций, индустриализаций и т.п. Среднегодовой темп роста промышленного производства за 1926-1988 гг. (от полного восстановления до максимума в советское время) составил 6,3%, а за 1862-1913 гг. 6,4%. Иллюзия превосходства СССР над Российской империей в деле развития промышленности возникает главным образом за счет того, что советская статистика многократно преувеличила его реальные итоги.
Здесь же надо отметить, что официальные данные неправильно показывают за 1989 год положительный, хотя и небольшой рост производства - на 1,8%. Помесячные данные зафиксировали снижение уже с февраля 1989 года, и по альтернативной оценке за 1989 год в целом видно падение промышленного производства на 2,1%. То есть предкризисный максимум был достигнут годом раньше, чем принято считать, еще в 1988 году.
Конечно, я понимаю, что слова «альтернативные оценки», а тем более то, что работа, в которой они анализируются, опубликована Высшей школой экономики, сразу делают этот источник никчемным в глазах верующих в великого Сталина и могучий Советский Союз. Однако с несколько неожиданной стороны нашлось подтверждение сделанных выводов.
Бывший директор НИИ Росстата В.М.Симчера, известный своей любовью к советской власти, опубликовал книгу «Развитие экономики России за 100 лет: 1900-2000». В ней он приводит динамику основных экономических показателей, в том числе промышленного производства. На основе данных официальной советской статистики демонстрируются небывалые успехи и достижения промышленности СССР (точнее РСФСР, потому что развитие рассматривается в современных границах России). По его данным (таблица 4.3 на стр. 134) получается, что на своем максимуме в 1989 году промышленное производство РСФСР превышало уровень 1913 года в 216,9 раза. Это немного меньше, чем по СССР в целом, но все равно громадный рост. Потом начался спад, минимум которого был достигнут в 1998 году - 45,7% от уровня 1989 года, а в 2000 году промышленное производство составило 56,8% предкризисного максимума или в 123,3 раза больше 1913 года.
Но вот какая закавыка. Если мы знаем, сколько производим сейчас, и во сколько раз выросло производство по сравнению с 1913 годом, то, казалось бы, можно поделить одно на другое и тогда должно получиться ровно столько, сколько мы производили в 1913 году. То есть если скорость движения вперед указана правильно, то обратный отсчет должен привести нас прямо в точку старта.
В книге В.М.Симчеры приводятся временные ряды, которые отражают объемы промышленного производства во все годы ХХ века, исходя из официальных темпов роста. При этом у него получается, что продукция промышленности в 1913 году должна была составить 38,6 млрд. рублей в ценах 2000 года. Умножая эту величину на 123,3 , мы как раз и выходим на реальный объем производства в 2000 году, а если ее же умножить на 216,9 - то на предкризисный максимум 1989 года в ценах 2000 года.
Ну, цены 2000 года сейчас уже подзабылись. Но по данным Росстата об инфляции нетрудно подсчитать, что в более современных ценах, на конец 2012 года, это соответствует примерно 150 млрд. рублей. Правильная ли это величина? Давайте посчитаем.
В той же книге указано, что в 1913 году объем промышленного производства в границах России составил 4,8 млрд. царских золотых рублей (таблица 4.7 на стр. 140). Таким образом, получается, что мы должны приравнять по стоимости 1 рубль 1913 года примерно к 31 современным рублям.
Чтобы понять всю нелепость этого, достаточно сравнить некоторые цены. По данным академика С.Г.Струмилина (Очерки экономической истории России и СССР. М., 1966, стр. 95) 1 килограмм говядины в 1913 году в среднем стоил 29,2 коп. Если считать 31 современных рублей за 1 царский, это 9 руб. 05 коп. на наши деньги. Килограмм картофеля стоил 1,9 коп. - то есть 59 коп. в современных ценах; литр молока 7 коп. царскими или 2 руб. 17 коп. нашими рублями и т.д. Таких цен сегодня не бывает. Все они явно занижены, и не слегка, а многократно. Правда, тот же С.Г.Струмилин отмечает, что промышленные товары в 1913 году стоили относительно дороже, чем продовольствие - вплоть до двукратной разницы (а мы ведь оцениваем именно промышленное производство). Но даже если удвоить полученные расчетные цены в современных деньгах, все равно они остаются нереально низкими.
То есть когда мы отсчитываем от современных показателей назад, в прошлое, темпы роста промышленности из официальной советской статистики, то для 1913 года получаем несуразно заниженный курс царского рубля и, соответственно, объема промышленного производства. Таким образом, если мы пытаемся поверить в советские данные о росте промышленности, это приводит нас к абсурду. Попытка подтвердить эти показатели несколько неожиданно подтверждает обратное - вывод о многократном завышении официальных сведений о росте промышленного производства при советской власти.
Quod erat demonstrandum.