Известно, как поедаешь, так и поработаешь.
А.Н.Энгельгардт. Из деревни. 12 писем. 1872-1887 гг.
У интернет-борцов с Проклятым ЦаризмомTM пользуется немалой популярностью статья Н.Мендковича «
Народное питание и крах российской монархии в 1917 г.». Печально видеть множество людей, начиная с самого автора, которые не совладали со школьной программой и не подозревают о существовании закона сохранения энергии.
В отличие от многих других, совсем уж безграмотных писателей об «ужосах царизьма», Н.Мендкович хотя бы знает и признаёт объективные данные, согласно которым до революции энергетическая ценность питания взрослого мужчины в среднем составляла от 3824 до 4133 ккал в день. (Заметим в скобках, что это очень хороший уровень питания, который при советской власти удалось восстановить только к началу 1960-х годов).
Но чтобы все-таки доказать наличие голода при такой кормежке, автор статьи выдвигает занятую мысль: дескать трудовой народ в России хоть и питался обильно, но работал так тяжело, что даже этой еды не хватало, и люди постоянно голодали. Так они веками мучились, а когда чаша страданий переполнилась, взяли, да и свергли царя.
В статье делается подсчет трудозатрат, из которого выходит, будто беднейшие слои населения, занятые физическим трудом, систематически тратили больше калорий, чем получали с пищей. Автор пишет, что «питание беднейших слоев российского населения в 1900-е годы не соответствовало его среднегодовым трудозатратам и вело к возникновению дефицита питательных веществ». Таким образом, в лице дореволюционного русского рабочего и крестьянина Н.Мендкович открыл своего рода вечный двигатель. Это, безусловно, серьезная заявка если не на Нобелевскую, то на Шнобелевскую премию.
Чтобы подсчитать затраты энергии, автор статьи назначает бедолагам трудовой урок. Мужчинам - по 5000 ккал в день в период полевых работ и 4500-5000 ккал на промыслах; женщинам - по 4500 ккал на полевых работах и легкий физический труд в период промыслов. Даже во время отдыха изверг заставляет изнемогающих от голода крестьян плясать, расходуя драгоценные калории.
В итоге у него все-таки вышло, что средняя крестьянская семья худо-бедно сводила концы с концами по питанию и трудозатратам. Но при этом зажиточные семьи якобы постоянно потребляли намного больше калорий, чем расходовали, а у бедных имелся ежедневный дефицит энергии от 3260 до 3720 ккал на семью. Это примерно дневное потребление одного подростка или взрослой женщины.
Дальше больше. Членам семьи Н.Мендкович назначает рацион по коэффициентам, как долю от питания взрослого мужчины. При этом у него выходит, что даже в средней семье, которой в целом было достаточно калорий для выполнения его трудовых заданий, не все питались одинаково сытно. Взрослым хватало полученного продовольствия, а вот детям приходилось тяжко, и чем младше, тем больше они у автора статьи голодали. Детям до года он назначил такой коэффициент питания, который дает им меньше половины нужных калорий!
Надо сказать, что когда Мендкович дошел до этого места, у него, похоже, наступила минута просветления. Видимо, он сообразил, что если бы дети массово и систематически недополучали такую прорву калорий, необходимых для жизни, то они никак не могли каждый год прибавляться в числе по 2-3 миллиона, вырастать, да еще и помогать взрослым. Поэтому дальше написано: «Разумеется в рамках «условной семьи» питание могло перераспределяться между старшими и младшими в зависимости от нужд». В переводе на русский язык это означает: какая-то ерунда у меня получилась с этими коэффициентами, ну да ладно, пипл схавает.
Тут бы ему сделать еще шажок и задуматься: допустим, у членов средней семьи баланс сходился за счет того, что взрослые делились с детьми пищей. То есть на самом деле распределение продовольствия в семье было не таким, как по премудрым коэффициентам Мендковича. А откуда бедные семьи ежедневно брали недостающие им тысячи килокалорий? Как они ухитрялись совершать те трудозатраты, о которых он пишет, не получая для них энергии? Ну и куда девался громадный избыток калорий в зажиточных семьях?
По Мендковичу русская деревня начала ХХ века должна выглядеть примерно так: изнуренные постоянным голодом бедняки, настоящие живые скелетики, то пашут, то пляшут, безнадежно стараясь отработать трудозатраты, которых требует автор статьи, хотя энергии для этого у них нет. А на соседних участках, пыхтя и проклиная ожирение, тяжело топают за плугом более обеспеченные крестьяне.
Естественно, это полный бред. Отдельный человек может какое-то время расходовать больше энергии, чем получает с пищей, за счет прежних запасов, сгоняя накопленный ранее жирок. Но массово и постоянно этого происходить никак не может - законы физики категорически запрещают. Голод не является источником энергии и не дает возможности тратить ее больше, чем имеется.
Почему у Н.Мендковича вместо научно обоснованного результата, который он пытался получить, вышла ахинея? Да потому, что данные о питании он берет из реально проведенных исследований, а трудозатраты и коэффициенты назначает по собственному разумению, причем всем семьям одинаково. Ничего удивительного, что между фактами и фантазиями обнаруживается некоторая несогласованность.
Трудозатраты не могли быть одинаковыми у всех, они зависели от получаемого питания. Кто питался хуже среднего уровня, те значит и работали меньше, чем думает Н.Мендкович. На большее им просто неоткуда было взять энергию. Да и эпидемии ожирения среди зажиточного крестьянства не зафиксировано. Значит, кто съедал больше среднего, тот больше и работал. (Ну и наоборот - кто больше работал, тот лучше питался. Подумаешь, бином Ньютона).
Кстати, неграмотные крестьяне лучше понимали связь между питанием и работой, чем ученый автор статьи. Он, например, упоминает письма из деревни А. Н. Энгельгардта. А ведь там крестьяне как раз объясняют барину, что когда у них работа поденная да артельная, то едят пищу, с которой много не наработаешь, а когда сдельная, и труд каждого виден - то «прочную», которая дает больше сил. Потому что «как поедаешь, так и поработаешь». Отсюда мораль: упоминаемые источники надо читать и понимать, а не просто ставить сноску для удлинения их списка.
Голод по Мендковичу - это дефицит энергии для выполнения назначенных им объемов работ. Но никакого систематического перерасхода калорий попросту не могло быть в силу закона сохранения энергии. Сам факт, что рабочие и крестьяне постоянно занимались тяжелым физическим трудом, говорит о том, что они получали достаточное питание не только для поддержания жизни, но и для совершения большого количества полезной работы. При всем ее наукообразии очередная попытка доказать постоянное недоедание народных масс в Российской империи и найти объективное обоснование для русской революции оказалась такой же несостоятельной, как и все остальные.
В общем за работу, выполненную на стыке истории и экономики, Н.Мендкович получает незачет, как ни странно, по физике. А с ним вместе незачет и читателям-почитателям, которые готовы не вникая соглашаться с любой чушью, если выводы автора им нравятся.