о путешествиях

Mar 04, 2012 05:40



Мне кажется основной смысл путешествий, как "увидеть что-то новенькое" совершенно упразднился. Подобно тому, как упразднилась обычная почта. С появлением телефона и, главное, интернета, больше нет смысла сообщать известия в письмах, точно также увидеть что-то новенькое стало общедоступно и легко. И хотя бум путешествий случился именно сейчас, когда стало возможным широкое авиасообщение, когда технологии позволяют не только добираться до самых диких мест, но и запечатлевать все увиденное и совершенно беспрепятственно публиковать это, мне кажется именно сейчас путешествия полностью теряют свой бывший самым главным смысл. Рано или поздно Гугл Мап или что-то подобное покроет всю планету... 
И подобно тому, как меняется смысл живого бумажного письма (оно теперь может вообще не передавать никакой информации - это не рационально и в этом совершенно нет необходимости, и на мой взгляд наиболее распространенный вариант заключается в том, что оно становится в некотором роде тем или иным лично адресованным художественным объектом, со всеми функциями художественного объекта), так меняется и смысл путешествий. Мне кажется будущее, точнее уже настоящее, путешествий не за тем, чтобы "увидеть что-то новенькое", но за тем, чтобы "испытать что-то новенькое". Но этот процесс уже лежит не в сфере внешнего, а скорее во власти внутреннего, а значит внешнее в принципе может быть совершенно упразднено, как передача информации в письме. То есть можно поехать в самый непримечательный город или в соседнюю деревню или даже просто сходить пешком куда-то, и при полном осознании и стремлении к этой новой цели путешествия, действительно испытать что-то новое для себя. (Боясь показаться противником далеких странствий, спешу отметить, что "может" не значит "должно", и в бумажном письме легко можно написать другу, что случилось с вами сегодня, какая погода на улице и чем вы заняты, если вы к примеру избегаете виртуальных посланий и являетесь сторонником добрых архаичных методов передачи информации. А также запросто можно совместить цели и использовать бумажную почту и как средство передачи информации, и как художественный объект.)

Можно подумать, что  любое путешествие сочетает в себе множество целей. Но наблюдая за многими путешественниками, скоростью их передвижения и выбранными маршрутами, я начинаю сомневаться, что на что-либо кроме внешнего хватило времени... Ненасытная жажда информации гонит их к достопримечательностям и музеям, к местам и даже людям, о которых они уже неоднократно слышали, читали и, главное, видели, и меня это не перестает удивлять. Безусловно, в пути они неизбежно сталкиваются с интересными людьми и самыми необычными ситуациями, иначе говоря все-таки испытывают что-то новое, хоть и не задаваясь такой целью сознательно, но в сущности подобные вещи должны творится с нами повсеместно и нет никакой нужды лететь за этим тысячи и тысячи километров... И хотя конечно у последнего может быть множество совершенно разных вполне понятных и, так сказать, уважительных))) причин, тем не менее возобладавшее всеми стремление "обкатать" весь мир представляется мне столь же отвратительным, как и все остальные вытекающие общества потребления. Я бы предпочла совсем не знать, к примеру, о множестве диких племен земли, что возможно помогло бы сохранить нетронутыми и особенности их быта и их сакральные пространства, чем знать об определенном племени все и, приехав, уже не иметь возможности испытать ни величайшего удивления, ни возможного восхищения, ни страха перед неизведанным. Благодаря вседоступности, жизнь перестала бить ключом, и теперь она им только постукивает, а то и вовсе тихонько поглаживает по голове :)
Но по сути, жизнь должна бить ключом даже там, где казалось бы не может происходить ничего интересного, потому что все давно опознано, опробовано, изучено и известно, и где давно мы не только не видим, но с нами и не происходит ничего нового.  Вероятно, дело исключительно в нашем сознании.
Здесь, мне вспоминается итальянский случай из детства, произошедший в первые дни моего пребывания в одном маленьком городке в Пьемонте. Утром меня разбудила сонная, едва проснувшаяся, Долорес. Впуская солнце и холодный осенний горный воздух, она открыла окно и ставни. Полумрак комнаты наполнился ярким светом, и меня совершенно очаровали белые покрытые свежим снегом альпы, и я даже бессознательно застыла от восторга на несколько минут, в то время как сама Долорес даже не посмотрела в окно, отворачивая прищуренные глаза и шустро отправляясь по своим домашним делам. Будучи еще ребенком, и пребывая в удивлении от случившегося, я завела с ней разговор, который конечно помнится мне очень смутно, но тем не менее можно легко предположить его суть. Я спрашивала Дори любит ли она горы, считает ли их прекрасными, на что естественно получила утвердительные ответы, причем прозвучали они, как мне тогда показалось, с какой-то скукой и равнодушием. И только тут до меня дошло, что я ни чем не отличаюсь от Долорес, когда речь идет, к примеру, о деревьях, которые я каждый день вижу из своего окна.
Но здесь мне вспоминается еще один случай из моего еще более раннего детства. 
Мы с классом на новогодний утренник отправились в лес. Совершенно не помню, что там происходило, кажется была какая-то музыка, костер, танцы и конкурсы, но мне это было совершенно безразлично, потому что я бродила в лесу (разумеется в зоне видимости воспитателей) и любовалась рисунком коры на соснах.  К сожалению, в лесу я бывала и сейчас бываю отнюдь не часто, в основном исключительно по какому-то поводу, с какой-то целью, будь то случайное единоразовое собирание грибов с семьей или катание на лыжах, и каждый раз это скорее неутолимое желание созерцания, чем интерес к самой цели. Совсем недавно мы ездили с работниками папиной фирмы на базу в лесу, чтобы поиграть в пейнтбол, и не смотря на то, что мне давно было интересно попробовать этот вид интертеймента, приехав в абсолютно сказочный заснеженный зимний лес я испытала невыносимую тоску сначала оттого, что у меня нет времени налюбоваться красотой перед началом игры, а по возращению уже оттого, что игра не стоила отказа от свободного созерцания. И хотя меня никто не вынуждал именно играть, да и правила игры позволяли играть сколь угодно мало, я все равно не позволила себе по ходу изменить цель поездки. Трудно сказать почему... Вероятно помешало осознание того, что в лес можно съездить в любое время, а на пейнтбол я вряд ли еще когда-нибудь соберусь. Но как часто вы видели в наше время людей, которые бы собирались без какого-либо повода, выходили из интернета )))), выезжали из города и шли гулять по лесу ради самой прогулки? ))) Куда больше мне понравилось катание на лыжах, когда я заезжала в самые отдаленные уголки трассы, чтобы никому не мешать, и надолго останавливалась там, чтобы понаблюдать за дятлами и прислушаться к лесным звукам, а когда я начинала замерзать, я разгонялась и проезжала до следующей остановки и следующего "жизненного наблюдения" )))
Вероятно, все это связано с тем, что я действительно крайне редко бываю в лесу, а может быть воспоминания об этом всего лишь своего рода попытка оправдания ))), доказательство, что во мне еще осталась какая-то толика чувствительности к окружающей меня, находящейся близко, красоте. В таком случае необходимо конечно оправдать и Долорес, и все семейство Бессон, и вероятно практически всех обитателей Пьемонте и вообще жителей прекрасных столь привлекательных для нас морских и горных мест, которые хоть и пребывают постоянно в лоне роскошной природы, хоть обычно и воспринимают это, как должное, но так же не лишены время от времени возникающих откровений и конечно же под настроение тоже любуются безмерной красотой родных мест. Но отчего же все-таки происходит наше закостенение сознания и неумение воспринимать обыденные вещи каждый раз по-новому без каких-либо внешних катализаторов? Насколько это присуще взрослым людям и почему? А также присуще ли это детям и каким-нибудь пигмеям к примеру? Является ли подобное сознание и мироощущение свойственным человеческому виду или это в какой-то момент приобретенный нами способ восприятия действительности?
Previous post Next post
Up