Оригинал взят у
aksik в
для домашних мам - о разного рода трудностях пришла пора немножко поговорить о моральных трудностях домашних мам. Заметьте - я пишу для домашних мам, которым бывает трудно :) пожалуйста, не надо в ответ на этот пост расписывать, как прекрасно в садике, хорошо?
Сначала не связанное с темой отступление, но мне кажется, что ассоциация вполне годится: недавно я беседовала с одной дулой на тему естественных родов, и она высказала очень мудрую мысль. Она говорит: "очень многие женщины считают, что если они представили себе "идеальный сценарий родов" и вдруг нечто происходит не так, то это полный крах. Нужно же перестроиться и вести себя в соответствии с обстоятельствами. Бывает, что первая трудность или первая боль совершенно "сбивает с толку" женщину, которая почему-то решает, что все должно происходить абсолютно гладко, идеально и без каких-бы то ни было трудностей. и вместо того, чтобы изменить поведение и справляться с этой возникшей задачей, женщина вообще отказывается от дальнейших действий и просит медицинского вмешательства". То же самое я могу сказать про домашнее воспитание - очень многие мамы, столкнувшись с малейшей первой трудностью, вдруг делают вывод, что "раз у меня есть трудности, значит это не для меня и не для моих детей, и у меня ничего не получится" вместо того, чтобы эту трудность разрешить и идти дальше.
Пока дочка была совсем крошкой, у меня было достаточно обширное общение в среде ер-мам, подавляющее большинство которых было твердо ориентировано на домашнее воспитание (по крайней мере, отсутствие садика до подготовительной группы). Потихонечку все отдали детей в садик по "серьезным" причинам. Поскольку я в силу моей деятельности очень много общаюсь с самыми разными родителями, я бы хотела немножко классифицировать "безвыходные" варианты и поговорить о том, кто должен решать родительские проблемы - дети или все же сами взрослые?
Несмотря на то, что очень многим хочется думать, что в садик отдают "от безысходности", на самом деле таких случаев единицы (скажем, мама-одиночка с доходом ниже прожиточного минимума и тп, но при этом есть множество свободных и обеспеченных домохозяек, ориентированных только на садик, потому что "так надо"). Мы все-таки не будем рассматривать действительно крайние случаи, тем более, что в реальной жизни их слишком мало, а процент садовских детей гораздо больше.
1. Первая "серьезная" причина - у ребенка нет общения. При том, что в разговоре выясняется, что мама сидит дома и ждет, когда же ей обеспечат общение для детей, она жалуется, что никого вокруг нет. Для того, чтобы перестать ощущать себя на необитаемом острове, достаточно подняться с дивана, оторваться от компьютера и выйти за дверь. Все. Я считаю, что эту проблему нехватки общения вполне по силам решить именно родителям: искать встречи домашних родителей в своем регионе, искать общения с садовскими детьми после сада, плотно заполняя утреннее и дневное время, чтобы ребенок не маялся бездельем; пойти в игровые группы или на кружок, приглашать к себе, ходить к другим и тп. Но вместо этого я очень часто встречаю жалобы вроде "выходили утром на площадку, там никого, общения не было и нам пришлось отдать в садик". То есть, проблему недостаточной организации общения должен решить ребенок.
Очень многие мотивируют поход в сад тем, что "ребенок стал интересоваться другими детьми, значит нужен садик". Вы знаете, если ребенок не начинает интересоваться другими детьми, то это аутизм или другое отклонение. Это НОРМА, что дети тянутся к общению, просто общение не равно детский сад. Более того, изолированная от всего общества садовская группа как раз лишает ребенка выбора общения. Здесь же необходимо добавить, что наша установка, что ребенку ЕЖЕДНЕВНО необходима целая ГРУППА в первую очередь ошибочна и выросла как раз из нашего пребывания в детском саду. Ребенку вообще не нужна группа - вы сами общаетесь ежедневно в группе 20-30... человек? и при этом вы же считаете, что у вас есть круг общения, друзья? но вы их не вызываете всех сразу к себе ежедневно на 5-8 часов?
2. Для эмигрантов - изучения языка страны проживания. Мы лично прошли довольно трудный путь в этом, я писала по тэгу иностранный язык - моя дочь совсем не относится к таким детям, которые "хватают язык из воздуха". При этом мы (два взрослых родителя) вполне успешно решили эту сложную задачу. Опять же - маме нужно делать какие-то движения, искать общение, искать людей, искать занятия и их обеспечивать. Вместо этого гораздо легче сказать "но ведь дома невозможно выучить язык, нам пришлось отдать в садик". То есть - мне не хочется делать лишних движений, а там все сделают.
3. Нежелание решать собственные промахи воспитания или любые встречающиеся трудности, вообще брать ответственность за поведение ребенка: "дома никого не слушается, зато в садике шелковый!", "из нас вервеки вьет, только Марьиванна может с ним справиться!", "дома есть не заставишь, а там все съедает!" и прочее. В переводе это обозначает: "мы как родители не хотим брать ответственность за такой-то пункт воспитания, с ним должны справляться воспитатели и дать нам результат". Недавно на площадке случайно услышала: "ужас, как я устала от этих летних каникул, какой кошмар! Что от меня хотят - я что воспитательница? Я не обязана знать, что делать с детьми!" (мама про своих детей на каникулах). Родители добровольно снимают с себя родительские обязанности передают их чужим людям. Потом мы говорим о полной потере привязанности, отсутствии авторитета родителей и прочих проблемах. Мне кажется этот пункт самым негативным - родители как будто расписываются в своей воспитательной несостоятельности, а ведь это ненормально. Родители должны быть главным авторитетом, тем более в таком возрасте, а уж никак не чужие люди.
4. Общественное мнение - наверное, самая серьезная, и, конечно, "безысходная" причина. "мы не хотели отдаватьв садик, но родственники замучали" (почему взрослые папа и мама не могут решить свою проблему с родственниками и за них решает ее ребенок?), "все знакомые отдали в садик и косо на нас смотрели" (опять же - ребенок должен решить эту проблему, а не мама поискать людей с похожей позицией?) Я как-то в одной из статей приводила пример: пришла к женщине соседка и сказала : "фу, какие некрасивые занавески". Вы уверены, что хозяйка их сразу выкинет? Я сомневаюсь. А если посторонним людям не нравится ваша машина - вы поменяете? Если не нравится ваш образ жизни - от него откажетесь? Ребенок же дороже бытовых предметов, которые мы не выкидываем только потому, что посторонние люди не согласны с нашим вкусом. Но если постороннние люди не согласны с домашним воспитанием, мама отдает ребенка в садик!
5. "я вообще за домашнее воспитание, но вот моему ребенку садик просто необходим". Да, очень нужно поверить, что есть такие специальные дети, которым не нужно воспитываться в семье. Такие дети, которым не нужна привязанность к родителям и модель семейных отношений. Они рождаются с потребностью к пребыванию вне семьи, в коллективах. Это в любой сфере можно встретить: "моему ребенку явно не нужно было гв, он с большим удовольствием брал соску", "моему ребенку точно не подходит высаживание" (как будто у него принципиально другая мочевыводящая система), "моему ребенку явно не подходит домашнее воспитание" (речь идет о малышах, а не о хоумскулинге подростков). И так далее. Мама переносит свое нежелание на ребенка, и он, разумеется, принимает такую ситуацию.
6. модель родительского поведения в подсознании. я писала о психологической усталости от детей здесь:
http://deti-v-semje.livejournal.com/2009604.html#cutid1, и это очень серьезная тема. Мы уже третье поколение, которое воспитывалось в коллективе и не знало детства в семье (за очень редкими исключениями среди присутствующих). Понятное дело, что это впитано с генами - родители уходят на работу, дети в садик. и когда мама остается с ребенком ДОМА, ее начинает мучать укрепленная в подсознании модель, ей просто некомфортно внутренне и непривычно. C точки зрения ее подсознательных моделей это ненормально, и поэтому очень часто возникает депрессия разной степени и вообще какой-то внутренний дискомфорт. Сразу ищутся внешние причины: и ребенок недостаточно общается, и не хватает развития какого-то особого, нет специальных занятий и т.п. на самом же деле на "внутренней матрице" у мамы не записан образ домашней мамы с домашним ребенком, а очень четкая картина ребенка в коллективе с воспитательницей, вот подсознание и бьет тревогу против неправильного выполнения своей модели.