Недавно удалось побывать с краеведами в «Музее-институте семьи Рерихов», который расположен в особняке М.П.Боткина (В.О., 18-ая линия, дом 1). Была удивлена в высшей степени, что в таком, с первого взгляда, обычном доме находятся богатые интерьеры и картины Николая Рериха.
Особняк Михаила Петровича Боткина назван по имени самого его известного владельца. А в начале 18-го века его построили для видного сановника Репнина по образцовому проекту французского архитектора Леблона, приглашенного в Россию Петром I. Тогда здание имело два этажа, семь осей. После Репнина хозяевами особняка стали купцы. Среди которых нам интересен Иван Федорович Гросшопф (1766-1817), управляющий любекской фирмы по экспорту хлеба из Росси. Среди десятерых его детей была Анна (1799-1840), в замужестве Бланк, бабушка! В.И.Ленина. В 1883 году особняк приобрел академик исторической живописи, гравер и коллекционер Михаил Петрович Боткин (1839-1914). У Михаила Петровича было четырнадцать братьев и сестер, в том числе, врач Сергей Петрович (1832-1889), отец врача Евгения Сергеевича, принявшего смерть вместе с царской семьей в Ипатьевском доме. Именно при Боткине здание приняло тот облик, который практически без изменений сохранился до нашего времени. Здание надстроили мансардой по проекту архитектора Александра Константиновича Бруни (1825-1915), где сделали большую мастерскую для художника. В те годы особняк поражал многочисленных гостей великолепным убранством и обилием предметов искусства. Последних было настолько много, что иначе как музеем дом Боткина не называли.
В наше время от былого внутреннего убранства сохранились напольная плитка в вестибюле, резные двери, скамья и резные панели на главной лестнице, печи и камины. Пол в вестибюле украшен метлахской плиткой, изготовленной всемирно известной фирмой Вилерой и Бох. Вдоль стены на лестнице расположены деревянные резные пилястры, на площадке между первым и вторым этажом стоит резная скамья. На третьем этаже расположен камин, облицованный изразцами с изображениями растений и животных. Во время реставрации камина специалистами фирмы ООО «Паллада» на двух изразцах обнаружена подпись «С.П.Б. Л.Бонафеде, 1874 г.», знаменитого мозаичиста и керамиста Леопольд Бонафеде, в свое время бывшим жителем Царского Села. В свою очередь, жена Бонафеде - кузина А.Ф.Бруни, переделавшего дом, наверняка, она и поспособствовала, чтобы в особняке появился сей камин. Кроме того, в гостиной на втором этаже сохранились две полихромные печи, украшенные изразцами. По смелому предположению А.И.Роденкова и К.В.Лихолата, специалистов «Паллады», печи созданы по проектам И.А.Монигетти.
Короче говоря, эту подлинную красоту, включая изразцы на входных дверях, я сфотографировала. Экскурсию нам провела старший научный сотрудник музея Елена Бакалдина, она же автор замечательного буклета «Дом-музей. Из истории особняка М.П.Боткина». На втором этаже мы полюбовались, кроме того, выставкой картин Н.К.Рериха. Он запечатлел на своих картинах крепостные стены Великого Ростова, Смоленска, Пскова, Новгорода.
После революции в качестве арендатора особняка до своей смерти (в 1962 году) проживала дочь Боткина Елена. Она почти 300 картин своего отца подарила в музеи Советского Союза. В этом здании нынешний музей образован в 2005 году, а до этого времени здесь располагался Василеостровский суд.
На выставке, посвященной творчеству Николая Рериха.
Фото с картинами Николая Рериха, изображающие крепостные стены Смоленска.
Резная скамья с деревянными панелями на лестничной площадке.
Эта печь со второго этажа, по мнению специалиста реставрационной фирмы ООО "Паллада" Роденкова, создана по проекту Ипполита Монигетти.
Камин, созданный знаменитый керамистом, мозаичистом Бонафеде. Когда камин реставрировали, обнаружили с обратной стороны плитки его подпись.
Деревянное панно с лестницы - еще одна подлинная деталь, что осталась от первоначальной отделки особняка.
Напольная плитка при входе - также подлинная.