Павловский парк - он всегда прекрасен, в особенности, в октябре. Побывав в Италии, я стала больше понимать, как гармонично павильоны, скульптура, мосты вписаны в парковый пейзаж, что создает восхитительные виды. Но этот пост не только о прекрасном времени года в не менее прекрасном парке, но и состоянии парковой скульптуры, которая украшает парк.
Павильон Росси. Его задумал еще архитектор Карл Росси, но осуществлен он был только через сто лет - в 1914 году. Скульптура же императрицы Марии Федоровны выполнена русским скульптором Беклемишевым.
Еще достаточно тепло, но сыро. Дорожки засыпаны листьями, но еще многие из них остались на ветках, которые со временем присоединятся ко своим собратьям на земле, и они будут шуршать под нашими ногами.
Статуя "Танцовщица", скульптор Р.Ринальди. 19 век. На фоне Вольера архитектора Чарльза Камерона. Вообще состояние парковой скульптуры в Павловском парке вызывает опасение за нее. Ее давно надо реставрировать, промывать, ухаживать - я, конечно, не специалист, но то, что парковой скульптурой надо заниматься и содержать в образцовом порядке - это не вызывает сомнений. И, если Дементьева действительно заботится о парке и дворце, то должна предусмотреть на это выделение денежных средств. Например, поверхность Танцовщицы пострадала от атмосферных осадков.
Венера Италийская (копия с Кановы), 19 век. Мне кажется, что Венера совсем озябла, но скоро ее закроют ящиком на зиму. Поверхность статуи сильно повреждена атмосферными и биологическими осадками, в особенности, спина и волосы.
Павловский дворец со тороны Большой Тройной липовой аллеи. Я такая занудная тетка: поднимаю опять эту тему - о сохранности памятника Павлу I. Да - ботфорд разваливается, да - это повторение из шпиатра гатчинской скульптуры, но все равно что-то надо делать. Чего ждем, ау!
Эрминии кто-то вложил в руку листок клена. Она тоже, как и Танцовщица, работа Р.Ринальди середины 19-го века. Тщательная разработка всех объемов и проработка деталей свидетельствует о том, что статуя предназначалась для размещения в интерьере. Установка ее здесь, где никогда никакой скульптуры не было, - неправомерна. Во многих местах скульптуры из каррарского мрамора намечается разрушение его поверхности.
Афина. 18-ый век. Неизвестный скульптор. Песчаник. Поверхность камня выветрена и сильно загрязнена.
Большую итальянскую лестницу архитектора Бренны открыли после реставрации 15 октября - это замечательно, так как за годы ее существования ее ни разу не реставрировали, не считая ремонта после войны. Доброжелательные львы вначале лестницы выполнены из мрамора, и хотя подрядная организация промыла скульптуру, но согласитесь - до совершенного состояния ей далеко.
Внизу лестницы агрессивные львы стоят на страже бывшей императорской резиденции. Чугунных львов, слегка подновили, покрасив серой краской.
Прогуляться осенью у реки Славянки - приятное удовольствие.
Черный мост.
Горбатый мост. Еще кустарники акаций стоят совсем зеленые словно весной.
Дворец отражается в воде, окаймленный берегом усыпанный листвой.
До этого я писала, что парковую скульптуру надо реставрировать, но как отреставрировали колоннаду Аполлону - лучше бы не трогали вообще! Известно, что колоннада была разрушена в 1817 году во время грозы. После этого упавшие колонны разложили у подножия, тем самым колоннада стала более живописной. Но во время последней реставрации сколы на фризе колоннады восполняли вырезками из упавших колонн, что является просто кощунственным актом по отношению к подлиннику Камерона. Эти остатки от колонн уже стали довольно рыхлыми, и они просто крошились, уменьшаясь на глазах подобно сахару в горячей воде.
Так я вот о чем хотела сказать: стоит ли восстанавливать Краснодолинный павильон, если воссоздание приводит еще к большим потерям, а , может, пора озаботиться состоянием парковой скульптуры? И привести ее в порядок, пока есть чего приводить.