Размышлизмы о царевиче Алексее и его политической пограмме.

Jun 14, 2012 09:21


Один чувак тут же на ЖЖ  тряс портретом царевича Алексея и пытался представить его идеальным правителем, ссылаясь на обрывки его пыточных речей.  Но что такое интерпретация? Одно и то же можно трактовать как угодно. лично у меня из этих обрывков  сложилась не очень идиллическая картина. Примерно такая.:
Царевич Алексей для историков - не более чем зек, который упал и кое-какими словами отца-прокурора проклял. Причина проста: даже максимально положительно относящимся к нему историкам вспомнить про него больше нечего. Ну разве что его любовь к Ефросинье - по ходу дела, вероятно, самое лучшее, на что тот был способен. Да вот ещё его мозги гуманитария. Но судить о человеке как о правителе только по этим двум критериям, как минимум, странно. Эдак можно написать целые тома о любви несчастной Анны Иоанновны, большой любительницы оперы (коль имя Франческо Арайи вам о чём-то говорит) и православия к образованному и физически крепкому молодому красавцу Бирону. Или о любви склонного к живописи, восстановлению храмов, в том числе и православных, и вегетарианству Гитлера к Еве Браун) Вот только в истории эти личности оставили не самый хороший след.)
Политическую программу царевича, если можно её назвать таковой, можно опять-таки рассмотреть по пунктам:


1)«Отец мой … отменил добрые древние обычаи и ввел дурные…» Вероятно, отказ от кой-каких петровских преобразований. Вот только жалеющие "добрую старину" птенцы вряд бы отказались от табели о рангах, к примеру) Ну или от идеи служения Отечеству)
2)«Я, когда стану царем, то всех старых переведу, а наберу себе новых по своей воле» Чистка территории, пусть и неполная? Вот только среди старых "птенцов" было много по-настоящему деловых людей. Что же касается ближайшего окружения Алексея, то самыми яркими в его окружении были Кикин, Игнатьев и ещё Еварлаков. Остальные - банальная алкашня.
" Буду жить зиму в Москве, а лето в Ярославле. Петербург будет простым городом; кораблей держать не стану, войны ни с кем иметь не хочу; буду довольствоваться старым владением" Свёртывание имперской политики это называется) А учитывая то, что Россия превратилась к тому времени в империю, это либо мечта и не более, либо дурь.
3)«Близкие к отцу люди будут сидеть на кольях» (вспоминая при этом Толстую и Арсеньеву)". Ещё он хотел туда отправить Трубецкого и Головкина, так неудачно подсунувших ему Шарлотту) Кстати, не очень понятно, чем эти-то две дамы перед ним провинились?) Что касается остальных названных, то вряд ли их можно было назвать друзьями, скорей, просто лояльно относящиеся к нему люди. Но лояльно до известной поры.
4)"Суть отношений к церкви - в доле церковной власти и ее моральном авторитете" С таким отношением Алексею бы в средние века. К 18же в Запад имел церковь с прижатой попой, а Россия - с прижимаемой попой . (В России же авторитет церкви сильно упал ещё в эпоху раскола, а Пётр прижал попам попы ещё сильней. Что же касается Запада, то помнится. церковь там с её Реформацией в своё время тоже здорово потрясло.)
5)«Я плюю на всех; здорова бы была мне чернь». Фраза эта была вызвана довольно разумным замечанием, о том, что своими высказываниями он оттолкнёт от себя своих потенциальных сторонников. А это красноречивое свидетельство непонимания того, на кого в действительности приходится опираться: на конкретных дворян, к примеру, или на абстрактную чернь. При том, что Алексей в народ не ходил, с чернью близко как-то не контактировал, а фразу эту сказал один раз.. в состоянии алкогольного опьянения.
6)"Продолжение этого пункта - о свободе в высказывании мнений" - в продолжение этого пункта: Афанасьеву он быстренько закрыл рот "А буди скажешь - всё равно не поверят: я запрусь, а тебя будут пытать"). Опасался за свою жизнь? Угу. Анна Иоанновна, помнится, тоже)
7) "Большая партикулярность, частность правления - Алексей понимал нужды вельмож по ведению своих частных хозяйств, сам был хороший управитель. Большая партикулярность - это похвально, конечно, но не за счёт сокращения армии, которую пришлось бы держать хотя бы в оборонительных целях. Поскольку не надо тут втирать о партикулярном Западе: вспомним, что та же партикулярная Австрия на момент выкинутого Алексеем фортеля воевала с турками. А те же страны Европы поводили в войнах чуть ли не весь 18в, и всё бы было хорошо, если бы эти войны Россию не трясли. Так что прав был Пётр1. " Я не научаю, чтоб охоч был воевать без законной причины, но любить сие дело и всею возможностью снабдевать и учить; ибо сие есть единое из двух необходимых дел к правлению, еже распорядок и оборона. От презрения к войне общая гибель следовать будет, как то в падении Греческой монархии явный пример имеем: не от сего ли пропали, что оружие оставили и единым миролюбием побеждены, желая жить в покое, всегда уступали неприятелю, который их покой в нескончаемое рабство тиранам отдал?" Как говорится, не будешь сдержать свою армию - будешь содержать чужую.
Кстати, на Западе существовал, да и по сю пору существует очень интересный принцип: плевать только на своих покойников и не решать чужих проблем в ущерб себе. Вот этого европейского принципа европейски образованный Алексей, вероятно, напрочь не понимал, если судить по его истории с бегством.
8)«… у меня довольно ума для управления». Нет, не довольно.
а) по ходу дела он явно не понимал, что говорить, кому говорить и для чего говорить. В итоге его пьяный трёп стал достоянием гласности, а более умные вещи, при наличии таковых, так и остались неизвестными .
б) многие из тех, кого он считал своими близкими друзьями были достаточно серыми личностями и банальными алкоголиками. А люди относительно талантливые, ну типа Куракина или там Шереметьева поддерживали его до тех пор. пока это не шло в ущерб их интересам. "Чернь" и "многие молодые офицеры" -это вообще некая абстрактная масса, поскольку ни с той, ни с другой категорией Алексей близких отношений не поддерживал, а такую вещь как субординация никто не отменял. Если же Алексей не понимал разницы между субординацией и дружбой - это опять-таки не к его чести.
в)ещё один показатель его уровня - его история с экзаменом по черчению. Если человек получает ожог рук третьей степени+ за такое своё поведение получает ещё и палкой по заднице и радуется. что с черчением его пронесло.. таки невольно думаешь о его психологическом возрасте
г)ещё пример: с Австрией. Он, пардон, всерьез думал, что австрийцы будут решать его проблемы чисто за его красивые глаза? Кстати, именно там он буквально как птенчик-младенчик смотрел в рот сначала австрийским дезинформаторам, затем Толстому, затем Ефросинье. Последствия, как потом сказал Долгорукий. были не очень весёлыми ("Алексей - дурак. Х. ему в рот, а не женитьба"). Сильно подозреваю, что к шведам он писал из Австрии с просьбой о защите тоже чисто по дури. Правда, и эта просьба чуть не переросла для России в большую проблему.
В общем, не предвидения, ни необходимой доли цинизма, ни понимания, на кого опереться, ни сколь-нибудь серьёзного продумывания последствий. ) Так, может, патриотизм? Ой нет, и с патриотизмом полный швах.

Вспомнить хоть его фразу из письма Игнатьеву о том, что без него было бы совершенно нежелательно возвращение в отечество. Да и вообще, если по письмам судить, происходящее в стране не особо его колыхало. А если судить по материалам дела
"«Писал царевич письма по-русски к архиреям и по-немецки в Вену, жалуясь на отца. Говорил царевич, что в русских войсках бунт и что это его весьма радует. Радовался всякий раз, когда слышал о смуте в России. Узнав, что младший царевич болен, благодарил Бога за милость сию к нему...Мечтал, что, может, отец его умрет, тогда будет смута великая, ибо одни станут за Алексея, а другие - за Петрушу-шишечку, а мачеха глупа зело, чтобы со смутой справиться....и когда слыхал о каких видениях или читал в курантах, что в Питербурхе тихо и спокойно, говаривал, что видение и тишина недаром».
«Может быть, либо отец мой умрет, либо бунт будет: отец мой, не знаю, за што меня не любит, и хочет наследником учинить брата моего, он еще младенец, и надеется отец мой, что жена его, а моя мачеха, умна; и когда, учинив сие, умрет, то-де будет бабье царство. И добра не будет, а будет смятение: иные станут за брата, а иные за меня..."
По существу, у Алексея не существовало сколько-нибудь определённой политической программы. А были стремления сугубо частного человека + личные обидки на Петра и личное неприятие его деятельности. Так что, случись ему быть на царстве, был бы банальным птенчиком-младенчиком, за которого бы правила бюрократия. Причём бюрократия достаточно низкого пошиба: известно ,что даже родовитая знать, типа Голицыных и Долгоруких, в круг особо близких к Алексею не входила: бухал он в основном с Кикиным, Игнатьевым, Нарышкинами и пр. Иными словами, в ближайшее его окружение входили либо банальные алконавты, либо те, кто был отвергнут Петром1 (часто за глупость, жадность, узость кругозора) и собирался после его смерти взять реванш.
Так что, в лучшем случае, был бы Алексей кем-то вроде Анны Иоанновны с кикинщиной или ефросиньевщиной вместо бироновщины. В худшем - дал бы Алексей волю своим обидками.. и пошло бы всё… в полную ж..пу. Тут ещё надо сказать, что пришлось бы Алексею отстёгивать австриякам. Поскольку политическое убежище никто ему так просто бы не дал. А заодно и шведам. Поскольку к шведам он за помощью так же в своё время обращался. По крайней мере письмо этого милого мальчика у них в архиве по сю пору лежит.

Мысли вслух

Previous post Next post
Up