Jun 09, 2014 01:16
Откуда берутся довольные мамы?
«Где брать силы? Этот вопрос для меня, мамы трех маленьких детей, долгое время был основным. Правда, звучал он, если честно, куда более отчаянно: неужели так задумано природой, что если я хочу иметь трех детей, то должна на годы забыть о себе, превратиться в функцию и остановиться в развитии? Разве этого я хотела?
И вот тут момент важный. А чего, собственно, я хочу? Хочу быть живой. Хочу быть заботливой мамой и любящей женой, хочу играть с детьми, от души, хочу продолжать творить, рукодельничать, хочу устраивать маленькие путешествия и большие приключения, хочу хорошо выглядеть и иметь здоровое тело. Хочу хотеть и помнить, чего я хочу.
И вдруг однажды я что-то поняла. Такое важное, что после этого понимания жизнь изменилась качественно. Оказывается, есть одно волшебное правило. Очень простое. Такое простое, что эта простота часто мешает осознать его важность. Правило баланса. Применительно к нашей, женской силе. Звучит оно как: ДАЛА - ВОЗЬМИ.
Ведь нам так легко давать. Питать любовью, кормить, заботиться, поддерживать. И это естественно, потому что так мы устроены. Женщина - источник питания. Для всех. Детей, мужа, друзей, родных. Мы так легко даем. А если давать нечего, то даем даже больше. Изо всех своих сил. А если давать совсем нечего, то что? Ну, тогда корим. Корим себя за то, что «плохая мать/жена/хозяйка». Корим и жалуемся - сил нет. Жалуемся, вместо того, чтобы увидеть и осознать - блин, Сил-то Нет! И тому есть свои причины. А причины простые. Они в том, что заботясь обо всех, мы часто забываем об одном человеке - о самой себе. А может, нам кажется, что не забываем, но если при этом Сил Нет, значит, таки забываем, или даем мало или не то.
А вот сколько и чего - это первые два важных вопроса самой себе. Тема для исследования. Ведь мы все разные по силе, мы просто - разные, поэтому нам нужна разная подпитка и с разной регулярностью.
Мои наблюдения за собой показали, что лично мне нынче (при условии трех маленьких от года до пяти лет детей) нужен отдых раз в два дня. Немного. Часа два. Чтобы, как я это называю, обнулиться. Для этого у меня есть много разных способов, я даже список составила того, что дает мне силы максимально быстро и дешево.
Но прежде чем писать списки, по-моему, есть смысл понаблюдать за собой, увидеть и признать: да, отдых нужен. А самое главное: Я-Этого-Достойна. И увидеть помехи: что мешает мне позволить себе отдыхать? Что мешает разрешить себе отдыхать регулярно?
И тут, на мой взгляд, важно посмотреть, насколько я ощущаю себя Хозяйкой? Своей семьи для начала. Потому что это позволяет увидеть, насколько семейные процессы зависят от моего состояния. Как чувствует себя муж, дети, дом, когда я уставшая/довольная/счастливая. И когда появляется понимание того, насколько Я-В-Силе важна для семьи, возникает и видение того, сколько и чего я Должна самой себе, чтобы, действительно, быть в силе.
Чтобы питать других с Радостью. Душевно проводить время с детьми, любовно вести хозяйство, с удовольствием поддерживать мужа, заниматься сексом! Не потому что надо дать, а потому что хочу дать-взять.
Но и даже после всех этих осознаний у меня, кстати, оставалось множество аргументов, почему все же регулярный отдых я себе дать не могу. Просто не получится! Это очень дорого, суетно и невозможно. Понимаете? Я вам могу привести целый список по принципу «да, но».
И вот тут уже следующий шаг. К ощущению себя Хозяйкой-Своей-Жизни. Потому что ведь я Хозяйка. Я увидела, что мне нужно, а значит, теперь я себе это организую (хотя кони, замечу, все скачут и скачут, а избы горят и горят...).
Итак, вопрос, как. А вот тут уже безграничное поле для творчества. Могу поделиться некоторыми собственными рецептами.
Так как я против государственных детских садов, мы с подругой организовали маленькую игровую группу для старших. Пока они играют, младшая спит, я занимаюсь своими делами.
Второй шаг. Договорилась с подругой, что два раза в неделю будем меняться, полтора-два часа она сидит с моими детьми, потом я сижу с ее детьми (пара часов! - этого достаточно, не надо пять).
Иногда, раз в неделю, приходит няня, недорогая и не самая распрекрасная, но опять же я нашла компромисс: включаю детям хороший фильм (а это у нас редкость, фильмы мы не смотрим), младшая спит, а няня от нечего делать в доме прибирает - меня устраивает!
Следующий важный момент: лично мне, оказывается, важно для отдыха уйти из дома. А вне дома также важно держать задачу: я занимаюсь собой, я отдыхаю (то есть не бегу в магазин игрушек или на родительское собрание, не разбираю бытовые вопросы по телефону).
Я питаю себя. Что дает мне силы? Конечно, на этот вопрос могу ответить себе только я сама. Для меня это исследование себя и очищение от душевной боли, участие в вебинарах, плетение мандал, баня, велосипед, йога... Главное, я напитываю себя осознанно. Посвящаю это время себе, любимой. Иногда даже не так важно, что я делаю, важно, чтобы я понимала, ЧТО я делаю. Можно по улице идти, с землей договариваться о том, что с каждым шагом, силы прибывают и по ногам поднимаются вверх, а по ногам усталость в землю стекает.
Признаюсь, сейчас все, что происходит в моей жизни, подвергается проверке на вопрос - это питает? Это забирает силы? Кто-то скажет, что это эгоизм, а я скажу, что это правильная расстановка приоритетов: те, кому я действительно Должна сейчас, в этот период времени, это мой муж и мои дети, а им я даю, когда я в силе.
Скажу честно, сократилось общение. Сильно. И мне не жаль. Я знаю, что когда дети станут старше, а сил больше, я смогу вернуться. Но сейчас мне важна глубина и качество. И люди, пусть их совсем немного, волшебные вокруг. Болтовни и поверхностности нет. Есть душевность. И за это миру отдельное спасибо.
Есть тренинги и лекции (скачиваю в айпод, и с удовольствием слушаю, занимаюсь Собой). Есть ежемесячные (и даже чаще) встречи Женщин. На полнолуние, ради рукоделий, телесной работы и душевных бесед. Это питает.
Самое ценное сейчас то, насколько изменилась наша жизнь с детьми. Я долго не понимала, отчего я так устаю, когда нахожусь дома. И однажды поисследовала и увидела, что раздражают меня не дети, нет, а качество нашего с ними общения. То есть я вроде как все время с детьми, но мне не в радость. Потому что я на бегу (привет, переполох!), потому что они крутятся под ногами, и не получается что-то сделать вместе и в кайф без внутренней спешки. То есть не им - качественной заботы, ни себе - радости. А, оказывается, когда я отдохнувшая, то и домашние дела сделать проще, и забить на многое легче, и с детьми быть - классно! Потому что когда силы есть, то ими хочется делиться, хочется давать и питать. Потому что я чувствую себя Живой, а напитывая, я чувствую себя Живой втройне.
И ориентир сейчас в жизни такой: все что я делаю, делает меня сильнее. А если не делает, то:
а) Я этого не делаю.
б) Я позволяю себе отдых.
Конечно, идеально будет, когда начну жить так, чтобы все - и ведение хозяйства, и дети, и все вообще - питало и давало силы. Вот это и есть для меня состояние настоящей Хозяйки. К этому и стремлюсь».
Наталия Шопен
Что делать и не делать, если ребёнок сильно плачет.
Внезапный испуг, например, или коленку ободрал, или резкая обида. Я тут пишу "мама", но то же работает, конечно, с любым близким взрослым.
Сначала что НЕ надо делать. Не разговаривать НИКАК. То есть абсолютно. Никаких "иди пожалею" или "ой-ёй-ёй" или "маленький мой". Никаких вопросов о том, что случилось, как упал, где болит. ТИХО. Слова дают ребёнку дополнительную нагрузку на мозг в ситуации, когда он и так перегружен.
Также не надо тут же мазать ребёнка или дуть на рану (исключения, вроде артериального кровотечения, понятны), сильно укачивать, совать ему игрушки или сладости. Не вводить в ситуацию НИКАКИЕ новые сущности под истерику. Опять же, разгрузить мозг ребёнка, дать ему справиться с бедой, обработать всё.
Что помогает в любом возрасте:
1. Плавные, сильные, мягкие объятия, в них замереть, чуть отойдя от сцены проблемы, отвернувшись. Метафора "мама-одеяло". Мягкое, тёплое, надёжное, родное. Завернуть ребёнка в себя, как в одеяло. "Крепко", потому что у мамы часто от нервов руки подрагивают, и если держать не крепко, дрожь чувствуется :-)
2. Отрегулировать своё дыхание. Плавные, глубокие, регулярные вдохи и выдохи. Обратите внимание, как сильно дыхание в таких ситуациях сбивается; как регуляция дыхания помогает успокоиться; и, главное, как ребёнок синхронизирует со временем своё дыхание с маминым, тоже успокаиваясь.
3. Можно чуть-чуть покачивать ребёнка в такт дыханию, чуть-чуть поглаживать по спинке синхронно. Плавно, медленно, фоном, чтоб не отвлечь от важной работы, которой занят ребёнок - обрабатывать аварию.
Еще можно мычать, петь песенки без слов, попевки какие-то. Это как дыхательные упражнения. Опять же, они должны быть "фоновыми", не переключать на себя внимание. Но очень помогают дыхание отрегулировать.
4. Следить за дыханием ребёнка. Когда оно станет ровным, всхлипывания уйдут - повернуться "к лесу задом, к сцене передом". Посмотреть, где случилась беда.
5. И рассказать историю происшествия, "сказку аварии". Например: "Ты бежал вот тут к горке, а перед ней был лёд, левая нога уехала назад, и ты упал и ударился подбородком". Следите за дыханием ребёнка. На опасном месте, когда история подойдёт к "упал" - оно, скорей всего, участится. Ребёнок даже может опять заплакать. Он проживает событие. Историю можно рассказывать много раз. БЕЗ суждений (неосторожно, больно, зря) - только факты, только то, как было.
Дополнительно для более старших детей (в какой-то мере вербальных):
5а. Дети и сами часто рассказывают по несколько раз всем членам семьи и знакомым, обрабатывая. В итоге ребёнок придёт к тому, что сможет историю рассказать или прослушать на ровном дыхании. Это значит, что стресс снят.
6. Когда ребёнок помирился с местом и историей происшествия, и ТОЛЬКО тогда, не раньше, можно устроить "разбор полёта". Хорошо его начать с вопроса вроде "Как ты думаешь, что стоило сделать?" То есть уже изменить "сказку аварии", придумать новую. Подчеркну, к этому этапу стоит приходить, эмоционально справившись, успокоившись. НИКОГДА не имеет смысл говорить "не делай того" или "куда ты смотрел!" - пока ребёнок плачет. Закройте рот и держите закрытым, а дышите глубоко и плавно - через нос :-) А когда ребёнок успокоится, он и сам всё расскажет, где ошибки были, и как их исправить :-)
Такой процесс занимает от часа до секунд; более старшие дети проделывают его внутри и самостоятельно. Говорить "под руку" плачущему ребёнку (даже жалеть) и/или не возвращаться к месту аварии - чревато психологическими проблемами.
В описанном методе ребёнок учится САМОконтролю, учится вырабатывать СВОИ методы анализа И решения проблем. Взрослый помогает, но ФОНОМ, не перехватывает управление и контроль, а только даёт поддержку эмоциональную. Тем временем, с помощью этой поддержки, ребёнок справляется с болью сам, продумывает ситуацию сам, выходы ищет сам. Ребёнок - менеджер ситуации, босс, взрослый - поддерживающий персонал.
Возможно, ребенок быстро успокоится, если взрослый будет спокойным голосом объяснять, что все в порядке. Но это краткосрочный результат. Не ребенок успокоился, а взрослый успокоил ребенка. Урок на будущее: «Мне не доверяют, я еще мал, решаю не я.»
Кроме того, ребенок может и перестал плакать, а вот снят ли стресс? Или просто загнан внутрь (особенно если отвлекли)? Накапливание стресса чревато многими проблемами, и психологическими, и болезнями (сердечными, например) в будущем.
А заявления "это не страшно, это не сильная ранка" от не пострадавшего меня довольно крепко напрягают. Почему такие вещи надо СООБЩАТЬ? Сам ребёнок должен, на мой взгляд, иметь шанс вынести это СУЖДЕНИЕ о серьёзности ситуации. Иногда ситуация субъективно кажется серьёзной, и это суждение стоит просто УВАЖАТЬ. Хочется научить малыша ОЦЕНИВАТЬ ситуацию на "страшность" и САМОМУ учиться понимать её серьёзность.
Один или второй подход к каждой данной ситуации - вопрос выбора. В ситуации крупных аварий, особенно если надо действовать быстро (убегать от взрыва, делать операции, надевать противогаз) - я считаю, взрослому стоит взять на себя контроль ради скорости. Но если споткнулся или игрушку отобрали - лучше дать ребенку самому справиться.
То есть надо быть осторожным, найти свой баланс. Чтоб, во-первых, не перехватить на себя управление ситуацией и ребёнком, а оставить ребёнку возможность управлять собой. Во-вторых, чтоб не диктовать извне суждений о ситуации, а дать ребёнку возможность вынести свои суждения. Но, в-третьих, поддержать :-)
психология,
детская психология