Держу пари, если вы читаете этот текст, то у вас была неудача в изучении иностранного, иначе вы бы это не читали - просто не остановились бы здесь.
Поделюсь, у меня у самой была неудача в изучении английского. И вот, по прошествии нескольких лет я могу её описать. Она звучит примерно так: вот я учусь в школе (я тогда училась в школе), а это значит, учитель знает, как научить меня английскому языку. Поэтому нужно просто слушаться учителя и у меня всё получиться. Было ещё дополнение к этому: у учителя же есть методика! Учебник! ОПЫТ!
В общем, когда я училась в школе, я скинулась на учителя и получила фиг в результате. А потом я наступила на те же грабли в университете и получила тот же результат, хотя оценка была очень хорошей!
Поэтому первый урок для тех, кто всё-таки хочет освоить иностранный: не скидывайтесь на учителя в таком тонком деле, как изучение иностранного! Учитель не знает, как вас научить иностранному языку, несмотря на его опыт, методику, учебники, категории... Прочтите этот текст до конца, и вы сами поймёте, что это так.
Итак, на учителя скидываться не стоит. Учитель может быть полезен как носитель знания о языке, его можно (и нужно) использовать! Задавая ему вопросы. Но процессом усвоения иностранного нужно управлять САМИМ!
Вот
здесь - хороший пример самостоятельного изучения языка.
В общем, изучайте язык сами, сами и только сами!
Да и вообще, при изучении любой вещи лучше опираться на себя, с самого же себя и спрашивать его знание или незнание.
Мой недавний пример: год назад я училась на курсах по вождению авто. И я решила на какое-то время скинуться на преподавателя теории (в качестве эксперимента), потому что так легче - плыть по течению, то есть я ходила на лекции, слушала, домашнюю работу выполняла спустя рукава. И я закончила этот эксперимент, когда я стала получать стабильные 2 за контрольные, и мне уже грозило недопущение к экзамену. Тогда я решила взять ВСЁ В СВОИ РУКИ и через 5 дней я овладела материалом, сдала экзамен и т.д.
Многие люди боятся самостоятельно изучать иностранный, потому что они боятся допустить ошибки или выучить что-то неправильно. Получается, что мой совет опираться на себя в изучении языка для них не подходит. Однако.
Однако этот страх можно обхитрить и даже обмануть. Например, регулярно посещать преподавателя, которому вы доверяете, разговаривать с ним на иностранном языке и задавать вопросы, просить вас поправить. Но при этом оставаться на своих ногах в изучении иностранного. Кстати, преподаватели таких людей уважают.
Ещё можно оставить в качестве своей постоянной мысли такую: я учись иностранному языку, постоянно учусь, с кем бы я не общалась и что бы я не делала. Эта мысль поможет вам легче воспринимать свои ошибки, периодически пересматривать ваши знания, уточнять их и расширять.
У меня эта мысль работает всегда. Я всегда учусь английскому и французскому, я всегда предполагаю, что я чего-то могу не знать, или могу знать неточно. Особенно жадно я учусь, когда общаюсь с иностранцами из Америки, Канады, Британии, когда смотрю фильмы и слушаю песни.
Просто не выключайте эту свою способность к изучению языка (или периодически включайте), и это опасение выучить что-то неправильно развеется.
Следующая тонкость: в иностранный язык нужен быстрый вход, чтобы вы не успели заскучать, разочароваться или отказаться от его изучения. Быстрый - значит за месяц или полтора. Если у вас большой кредит доверия к себе, можете растянуть это удовольствие на полгода.
За этот месяц нужно научиться выстраивать самую простую, бытовую речь. Для этого нужно освоить следующие вещи:
1. Местоимения-КТО (я, ты, он и др.), местоимения-КОГО (мне, тебе, ему и др.), местоимения-ЧЕЙ (мой, твой, наш и др.)
2. 100 самых распространённых глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени в утверждениях, отрицаниях и вопросах. Вот список, на который можно опираться:
Делать - делать уборку
Быть
Иметь
Идти - ходить - приходить - уходить - ездить - приезжать - уезжать - покидать
Есть - пить - спать
Умываться - вытираться - мыть - стирать
Искать - найти
Писать - читать - рисовать
Слушать - слышать - видеть - смотреть
Знать - понимать - считать - думать -
Вспоминать - забывать
Брать - давать
Любить - нравиться - хотеть - надеяться
Учить - учиться - изучать
Продавать - покупать
Говорить - сказать - рассказывать
Открывать - закрывать
Включать - выключать
Работать - уставать - отдыхать
Радоваться - злиться - удивляться
Чувствовать себя - болеть
Соглашаться - отказываться
Жить - умереть
Строить
Переводить
Ждать
Путешествовать
Благодарить
Приглашать
Встречать(ся)
Звонить
Готовить
Проверять
Менять
Выбирать
Собирать
3. Как поздороваться и попрощаться, извиниться, поблагодарить.
4. Основные предлоги: для, в, к, от, с, без, о (их состав будет сильно зависеть от языка, который вы изучаете).
5. Вопросительные слова: кто, что, какой, где, куда, откуда, когда, почему, зачем, сколько.
6. Модальные глаголы в утверждениях, вопросах и отрицаниях: могу, хочу, должен, следует, можно.
7. Глаголы: "быть", "иметь", "брать" с их выражениями, свойственными данному языку. Например, слово «опаздывать» в английском выражается как сочетание глагола BE и прилагательного/ наречия «поздно», то есть для английского языка «опаздывать» - это не действие, а состояние («быть опаздывающим» или «быть поздно»). Или, например, мы в русском говорим «сесть в автобус», а англичане и французы «берут» автобус (прямо как у нас в период перестройки, когда были проблемы с транспортом).
8. Уверенный счёт до 1000.
9. Порядковые числительные (первый, второй и т. д.)
10. Дни недели.
11. Названия месяцев.
12. Слова, обозначающие время:
• сейчас, сегодня, завтра, вчера;
• вечером, утром, днём, ночью;
• часто, редко, всегда, иногда, никогда;
• минута, час, день, неделя, месяц, год;
• зима, весна, лето, осень;
• 2 месяца назад, через 2 месяца, каждый месяц, на прошлой неделе, в следующем году и т.д.
13. Названия фруктов, овощей; чай, кофе, мясо, рыба и др.
14. Семья: мама, папа, брат, сестра, дочь, сын, родители, муж, жена, дети.
15. Несколько профессий: свою (обязательно) и своих родственников и знакомых.
16. Цвета.
17. Основные прилагательные и наречия в парах (большой - маленький, новый - старый, высокий - низкий, красивый - уродливый, умный - глупый и пр.) и степени их сравнения (большой - больше - самый большой).
18. Слова, которые помогут вам ориентироваться в городе: город, страна, дом, адрес, улица, магазин, банк, аптека, театр, сауна, кинотеатр, машина; направо, налево, прямо, назад.
19. Одежда и обувь: рубашка, брюки, юбка, платье, пальто, туфли, носки, шапка, шарф, очки.
20. Части тела: голова, лицо, глаза, нос, рот, волосы, руки, ноги, тело.
21. Основные параметры:
• все, кто-то, никто;
• всё, что-то, ничто;
• всегда, иногда, никогда;
• везде, кое-где, нигде.
Выше я привела самые часто используемые слова и элементы языка. Это его основа, база, фундамент. Имеет смысл знать базу языка на отлично. И даже если вы уже изучаете язык несколько лет, но у вас есть пробелы в этих темах, то стоит сначала подучить их, а потом уже идти дальше.
Как со всем этим работать?
Когда вы читали это, вы уже начали работать над освоением иностранного языка, ваше сознание уже за что-то зацепилось и какие-то выводы вы уже успели сделать. Поэтому я опишу продолжение работы над иностранным языком:
1. Отпечатайте этот список-программу и повесьте где-нибудь на видном месте; можете сохранить его также на диске и вписывать в него иностранные слова, которые вы узнали.
2. Найдите в интернете видео с Дмитрием Петровым «Английский/ французский/ немецкий и т.д. за 16 часов» и начинайте его смотреть. Собственно, эту программу я описала с этих видео (и своего опыта преподавания). Дмитрий Петров - это полиглот с большой буквы: он знает более 40 иностранных языков, с 8 из них он работает профессионально, как преподаватель и как переводчик, он обучает синхронных переводчиков, и сейчас, чтобы освоить любой новый для него иностранный язык, он тратит всего неделю времени. И я считаю, это большая удача для нас для всех, что на канале «Культура» сделали эти шоу по изучению языка, и мы все теперь можем этим пользоваться абсолютно бесплатно. Это большой подарок!
Как быстрый вход в языки эти видео просто идеальные! Там всегда озвучиваются слова, записываются на доске или в специальном конспекте, любой ученик может их записать сам, а самое главное - там всё понятно. Кроме того, в студии сидят ученики, которые прямо сейчас изучают то, что вы тоже изучаете, и у вас есть возможность учиться на их примерах и ошибках.
3. Правило 5 минут в день. Уделяйте по 2-5 минут в день на какую-то тему в иностранном, и так делайте в течение 10-20 дней. Именно так темы и новые слова усваиваются и становятся частью вашей жизни. И ещё плюс в этом - работа над языком идёт без перегрузок, и поэтому без провалов и разочарований.
Например, вы решили освоить дни недели.
1. Когда вы их изучаете, вы повторяете их за преподавателем, записываете (с переводом), произносите вслух опять (для закрепления) - так прошли первые 5 минут.
2. На следующий день просто прочитайте их и перепишите заново.
3. На третий день составьте с каждым словом предложения (самые простые) и запишите их.
4. На четвёртый день прочитайте и постарайтесь повторить дни недели в прямом и обратном порядке.
5. Составьте устно предложения со всеми днями недели.
6. Устройте себе тест: напишите все дни недели по-русски, и постарайтесь записать их на иностранном языке.
7. И можно повторить с цифры 3 и далее, пока дни недели не станут для вас привычными, простыми, обыденными, как в русском языке.
Параллельно можно заниматься глаголами, цифрами, месяцами и другими темами.
Иными словами, повторять новые слова надо, но повторять не тупо - прочитали и всё, а с творчеством и выдумкой, каждый раз производя какое-то действие с новыми словами, немного усложняя задание.
Опишу ещё, как работать с цифрами:
1. Изучаем счёт до 10 - послушали, записали, повторили.
2. Счёт до 10 - прочитали, повторили, посчитали 0-10-0.
3. Счёт до 10 - повторение, плюс изучаем счёт до 20.
4. Повторяем счёт до 20, посчитали 0-20-0.
5. Повторяем счёт до 20, разучиваем счёт до 100. Записали десятки и как строить сложные числа типа 21, 22 и пр.
6. Повторение счёта до 100. Посчитать десятками 10-20-30…, через 5: 5-10-15-20…
7. 2-12-22-12-2, 3-13-33-13-3 и т.д.
8. Записать любую последовательность: например, 5, 10,15, 20...100 или 3, 6, 9,12, 15, 18... 99.
9. Найти в Интернете изучение счёта на иностранном, слушать и повторять за диктором.
10. Записать вразброс 10 любых чисел до 100, например: 5, 18, 34, 29, 15, 70, 84, 99, 50, 15, назвать их и записать словами.
11. То же самое, что под номером 10, но устно.
11. Если вы посещаете преподавателя, скажите ему, что вы осваиваете счёт до 100, пусть он даст вам несколько заданий на занятии, и если надо, подправит вас.
12. И далее, повторять упражнения (и придумывать свои), пока счёт не станет простым, привычным и лёгким для вас, как будто вы с ним родились и знали всегда.
4. Изучая иностранный язык, старайтесь использовать свой опыт в русском языке, то есть сравнивать его с русским, с тем, как вы привыкли говорить, находить привычное и новое в изучаемом языке. Виртуозно на эту тему для английского языка написаны книги А. Драгункина;
Вот пример из книг Драгункина: когда он переводит выражение «я вытираюсь», он пишет английское «dry myself» и русской подстрочник «драить себя». После такого подстрочника у вас почти не остаётся шансов забыть это выражение.
Когда вы будете изучать второй и последующие иностранные языки, вы будете сравнивать новый язык с уже известными вам языками, и поэтому ваше продвижение будет ещё быстрее, чем с первым иностранным. Поэтому, я думаю, полиглоту Д. Петрову на освоение нового языка требуется совсем мало времени - неделя, как он говорит, ибо ему есть, с чем сравнивать новый язык.
Напишите, как вы изучали иностранный язык, сколько времени на него подтралити и что получили в результате?