Орден св. Интеллигенции в период своего расцвета - два-три десятиления, непосредственно предшествующих 1917 году - вызывал понятную зависть как своими духовными богатствами, так и кажущимся житейским благополучием своих адептов.
Эта зависть породила поначалу множество подражателей, которые, не познав инициирующего ощущения своей причастности к Ордену, и не имея для этого ощущения никаких предпосылок, с той или иной целью перенимали особенности поведения интеллигентов, некоторые их взгляды и, отчасти, сферу их интересов (литература, театр, философия) - настолько, насколько это позволяло поверхностное и фрагментарное восприятие. Сразу следует отметить, что идея служения обществу - основная цель существования Ордена, от подражателей ускользала, или, воспринятая искаженно, трактовалась ими, как идея самоутверждения по отношению к обществу. Вследствие этого, критика властей, осуществляемая интеллигентами с целью оздоровления общества и власти, была поднята подражателями на щит, как основное средство самоутверждения. Именно эти подражатели составляли наиболее шумную в предреволюционные годы прослойку общества, именно они приветствовали любую неудачу властей - как способствующую укреплению их неформального, но приносящего ощутимые плоды авторитета. Именно их поведение стало основной предпосылкой для формирования страты, название которой вынесено в заголовок.
Граждансткая война и раскол общества разделили и
Орден св. Интеллигенции, равно способствуя гибели интеллигентов по обе стороны фронта. Их подражатели в этой ситуации растерялись-было, и временно растворились в народных массах, однако, стоило военному коммунизму смениться НЭПом, а обществу - хотя бы отчасти восстановить утраченное равновесие и иерархию, как движение подражателей снова набрало силу, пополнившись, при том, новыми людьми. Ими стали те самые «кухарки» женского и мужского пола, которых поманили государственным правИлом, и допустили в вузы на основании их пролетарского происхождения.
«Кухарка» в данном случае не есть название социальной страты и уж подавно не есть наименование профессии: «кухарка» (само собой, независимо от пола) это социально-психологический феномен, тип личности, исключительно способный к построению и поддержанию сильной взаимозависимости с людьми ближашего своего окружения. Нередко, хотя и совершенно необязательно, эта взаимозависимость формируется с помощью оказания мелких услуг или заботы. Все это невольно подводит к выводу, что «кухарка», чаще всего -
баба по своей сути. Другое важной свойство кухарки - склонность подражать нанявшим ее «господам», и одновременно - глубокое, иногда неосознанное презрение к ним за то, что они не могут обойтись без прислуги. «Кухарки», «нанятые» Советской властью, этого презрения к ней не осознавали весьма долго.
Возникает вопрос, почему же «кухарки»-краснокосыночницы, плоть от плоти Советской власти, через какое-то поколение превратились в нечто совершенно иное? Увы, здесь сыграл свою роль тот культ образования, который насаждался в СССР. Настоящие интеллигенты видели в нем свое спасение, практически единственную возможность служения обществу. «Кухарки» и прочие подражатели - возможность самоутверждения и продвижения по социальной лестнице. Вскарабкавшись по этой самой лестнице достаточно, по их мнению, высоко, и будучи допущены к некоторым механизмам общественного влиялия, «кухарки» вдруг открывали в себе то самое презрение - как к объекту былого восхищения - интеллигентам, так и к государству, которое им доверилось. Так настоящая хрестоматийная кухарка, допущенная ко всем кладовкам, начинает держать барыню за дуру - и не таскает лишь потому, что ест досыта и одевается чисто. Однако стоит барыне хоть раз задержать жалование - как кухарка, сидя за самоваром на кухне с приятельницей или с лакеем, перемоет барыне все кости. Точно таким же образом кухни стали для советских «кухарок» обоих полов любимым местом для бесед, если, конечно, дело происходило не в коммуналке. Так в пятидесятые-шестидесятые годы родилась «кухОнная интеллигенция».
В отличие от интеллигентов, для которых важна суть и мысль, «кухОнным интеллигентам» важен обряд. По вере своей они - новые язычники, поклоняющиеся многочисленным фетишам и кумирам - живым, покойным и вымышленным.
Их основным фетишем является Диплом о высшем образовании. Человек без оного воспринимается, как неполноценный, и недостойный внимания. Сопоставимо-важное значение имеет научная степень.
Другим фетишем является Книга - как материальный предмет и знак принадежности к. Чтение определенных книги разговоры о них - есть важный элемент обрядности.
Поклонение кумирам характеризуется постоянным, то подспудным, то осознанным стремлением к их ниспровержению, поскольку цель «кухОнного интеллигента» - самому стать кумиром, властителем дум -или даже просто властителем. Именно из «кухОнных интеллигентов» вышли многие чиновники от искусства, а впоследствии, во времена демократии и гласности - руководители творческих союзов и просто руководители - на редкость бестолковые, поскольку у них не было и не могло сформироваться привычки ни к конструктивной деятельности, ни к интригам.
Основа самоощущения «кухОнного интеллигента» - чувство собственной значимости, независимости (кажущееся) и превосходства перед остальными людьми. Основания для этого ему дают уже упомянутый диплом, научная степень, звание, совокупность прочитанных книг, просмотренных спектаклей и фильмов, круг знакомств, определенные предпочтения в музыке и одежде. Чтобы подчеркнуть свое положение, «кухОнный интеллигент» противоспоставляет себя другим людям, используя такие принижающие их риторические обороты, как «народ», «пролетарии» (заимствовано из фильма «Собачье сердце»), и, в последнее время, все чаще -
«быдло».
Впрочем, в моменты сильного алкогольного опьянения «кухОнные интеллигенты» могут внезапно ощутить свое родство с «народом», и даже пойти пить с местными алканавтами портвейн.
Воспринимая себя, как человека, незавсимого в суждениях, «кухОнный интеллигент», на самом деле, чрезвычайно зависим (так проявляется доставшееся ему от «кухаровк» свойство создавать взаимозависимость) от себе подобных и высказываемых ими мнений. Расхождение с себе подобными ведет к тяжелому кризису самоопределения, который, впрочем, может быть преодолен актом «покаяния», либо мысленным, либо вполне публичным. Мнения обыкновенно формируются кумирами из числа политиков и деятелей искусств, и развиваются во время бесед на кухне.
Само собой разумеется, что «кухОнный интеллигент» приятельствует и создает семью преимущественно с людьми своего круга. Дружба или связь с человеком, принадлежащим к другому кругу, одобряется только в случае ее безусловной пользы для улучшения жизненных условий или карьерного роста - то есть, перспективности. Бесперспективным отношениям семья и друзья будут прямо или косвенно препятствовать, понижая самооценку решившегося на «бесперспективность» собрата.
Ощущение собственной значимости, не получающее поддержки и подтверждения извне, заставляет «кухОнного интеллигента» чувствовать себя недооцененным. Будучи чаще всего недооценен властью, он критикует ее, пользуясь такими риторическими формулами, как «отсутствие государственной поддержки культуры/науки/искусства», «разбазаривание культурного наследия», «невостребованность специалистов» и т. д. Получив поддержку или подтверждение собственной значимости из-за границы, «кухОнный интеллигент» проникается окончательным презрением к государству, где он родился и выучился. Именно «кухОнная интеллигенция» годами подвизается преимущественно в американских провинциальных университетах. Разумеется, очень скоро они обнаруживают, что их недооценивают и там.
В заключение следует сказать, что пресловутая Ленинская фраза по поводу «мозга нации», которую так любят цитировать радикалы всех мастей, имел в виду, очевидно, именно тогдашних «подражателей», крикунов и демагогов; впрочем, сам не принадлежа к
Ордену св. Интеллигенции из-за своего излишнего авантюризма и властолюбия, вождь мирового пролетариата тоже судил исключительно по внешним признакам.
PS. Термин «кухОнная интеллигенция» автор, не претендуя на первенство, впервые употребил,
рецензируя книгу Е. Трегубовой «Байки кремлевского диггера». Некоторое представление о поведении «кухОнной интеллигенции» дают иллюстрации,
линк на которые любезно предоставлены автору юзером
pogorily (via
erwin-langman