Прот. Вячеслав Рубский

Feb 10, 2016 02:23

---------- Душа Бога ------------
Ветхий завет и тогда когда говорит: «око за око, зуб за зуб» желает, чтобы люди были теплее и любвеобильнее. Он как бы налаживает пути, реанимирующие нашу бесчувственность. Человек, убивающий другого или отнимающий у него зуб, делает это потому, что не чувствует чужой боли. Мы так устроены, что не чувствуем чужой боли, но - только иногда - сочувствуем ей. Мы не чувствуем чужой жизни, даже если живем рядом, проживаем эту жизнь рядом, как бы не касаясь друг друга. И вот Ветхий завет уже становится на борьбу с этой бесчувственностью, он говорит: «Тому, кто выбил око, должно выбить око», чтобы он почувствовал, что означает выбитое око. Тому, кто выбил зуб, тоже нужно это сделать, чтобы он почувствовал, что это означает. И так получается, что Ветхий завет соединяет людей, соединяет людей в боли, в скорби. Более, нежели в радости.
Новый завет говорит об общей радости и именуется «Благой Вестью». В Своей проповеди Спаситель говорит, что любовь не должна заботиться о равновесии зла, потому что у любви нет зла. Любовь может ответить только сама собою. Поэтому Господь говорит: «Благословляйте проклинающих вас, добро творите творящим вам напасть». Он не умеет отвечать злом на зло, не умеет наводить справедливость там, где она обещана грешникам.
Он верен Самому Себе, и это Его характер, это Его душа, которой Он делится с нами. И нам кажется эта проповедь несколько неуклюжей. Наверное, так оно и есть. Для жизни сей - жесткой, циничной - эта проповедь всегда будет казаться старомодной и наивной. Нам хочется сказать: «Господи, когда мы бьём, ты прав, а когда нас бьют, то мы хотим внести поправки».
Господь знал о том, что эта проповедь никогда не будет принята. Она так и осталась непринятой, и не было общества на земле, которое бы не победило её. И мы понимаем, что стены Киево-Печерской лавры и Сергиевого Посада очень толстые, с бойницами, чтобы отстреливаться. И никогда ни монашество, ни мирянство не слушалось этой проповеди.
Но она была дана, не как наставление, а просто потому, что Бог такой. Он делится Своей душой так, как Он есть. Мы не можем это принять, потому что мы хотим воспринять всё как указание. И мы не можем выполнить это, - потому что мы понимаем это не как Его душу, а как Его заповедь, как Его законы, а законы эти невыполнимы. Мы скорбим по этому поводу. Но скорбеть нужно больше не о том, что мы не выполняем этот закон, а о том, что мы не понимаем Христа, обращённого к нам. Мы всё конвертируем в приказы и предписания. А что если нам поют песню не для того, чтобы мы её повторили на зачёт?
Бог желает к нам говорить более, нежели что-то конкретное сказать. Он делится с нами Своей душой, а это самое светлое, что может быть от Него. Мы привыкли, что Он говорит нам законы, установления, указания. А разве просто поговорить с человеком Бог не может? Просто поговорить с людьми? В этом Божья душа. А мы всё превращаем в начальника и подчиненного, какую-то структуру, о которой потом скорбим, что в ней несоответствие.

Вчера одесское священноначалие запретило о. Вячеславу все интернет-публикации.
Previous post Next post
Up