Зелёная звезда над Камой. Часть I. Амикаро

Jun 25, 2007 11:46




Живёт на свете один школьный учитель, зовут его Леонид Абрамович, фамилия Юзефович. По совместительству он писатель, пишет научные работы, прозу, киносценарии, иногда стихи. Хотя родился он в Москве в 1947 году, более 30 лет прожил в Перми, в которую семья переехала в 1950-ом. Говорят, что его квартира была в сталинском доме на углу улиц Полины Осипенко и Газеты «Звезда». В 15 лет он экстерном окончил школу, но университетский диплом получил только в 1970-ом. Служил офицером в армии в Забайкалье, Улан-Удэ до сих пор один из самых любимых его городов. Одно время, когда в Перми была исключительно передовая социология труда, был инженером-социологом. С 1975 года начал преподавать в школе, работал в престижной математической «девятке», был корреспондентом газеты «Молодая гвардия». В 1981-ом Юзефович защитил кандидатскую диссертацию по специальности «история», а в 1984-ом стал членом Союза писателей СССР, тогда же уехал из Перми.

Печататься начал с 1977 года, опубликовав в журнале «Урал» повесть «Обручение с вольностью». С Пермью связан целый ряд его произведений: «Обручение с вольностью», «Академический час», «Контрибуция», «Чугунный агнец», «Клуб «Эсперо», «Казароза» и др.Впрочем, славу ему принесли совсем другие книги. Премию «Национальный бестселлер» он получил за роман «Князь ветра». Идеи носятся в воздухе, и так получилось, что Леонид Абрамович оказался предтечей Акунина (его Путилин во многом предвосхитил появление Фандорина) и Пелевина (он читал его документальную книгу «Самодержец пустыни» прежде чем написать «Чапаев и Пустота»). Для Юзефовича литература - это не ремесло и не искусство. Место литературы, по его мнению, где-то между настоящим искусством, с одной стороны, гуманитарными науками - с другой, и журналистикой - с третьей. Он считает, что он только рассказчик историй, независимо от того, пишет ли он non-fiction или детектив.

Главная «пермская» книга Юзефовича, конечно, «Казароза»,
хотя Пермь в ней ни разу не названа по имени, и написана она не там. Этот роман переработанная и расширенная версия ранней, созданной ещё в Перми повести «Клуб Эсперо». Действие обоих произведений происходит в некоем губернском городе на Каме в 1920 году. По сюжету в город, год назад отбитый красными у белых, на гастроли из Петрограда приезжает полузабытая певица с экзотическим сценическим именем Казароза. Во время выступления в местном эсперанто-клубе её убивают. Всё остальное повествование посвящено перипетиям расследования этого дела.

Вторая сюжетная линия связана с событиями, происходящими 55 лет спустя, когда главный герой приезжает в тот же город по приглашению школьного кружка любителей языка эсперанто. Ещё одной версией той же истории (с существенными отличиями в сюжете) является одноимённый минисериал, вышедший на экраны в 2006 году.



К сожалению, снимали его не в Перми. Юзефович говорит, что когда съемочная группа приехала в Пермь, они поняли, что это очень большой город, и там слишком много новых домов, была мысль снимать в Кунгуре, но в итоге решили остановиться на Костроме.

Клуб, о котором идёт речь в повести, романе и сериале существовал на самом деле и располагался в известном пермякам здании на углу Коммунистической и Компроса. Всё, что касается собственно дела Казарозы выдумано, но многое из эсперантистской экзотики подлинное. Дело в том, что Юзефович в начале 1980-ых увлекался эсперанто и его даже приглашали на один из слётов эсперантистов под Миассом.

Леонид Абрамович редко и долго, порой годами, пишет стихи, но тексты песен к фильму, написал сам. Дело в том, что к этой истории у него особое отношение. Прообразом главной героини стала его двоюродная бабушка, родная сестра деда певица, актриса и танцовщица Белла Георгиевна Шеншева. В начале ХХ века она была довольно известна, играла в «Доме интермедий» Мейерхольда, танцевала в таких известных местах, как кабаре «Бродячая собака» и «Привал комедиантов», пела «Детские песенки» Кузьмина, который и придумал псевдоним Казароза. Ей посвящали стихи Блок и Мандельштам. Одним из её мужей был модный художник Яковлев, портрет Казарозы его работы хранится в Русском музее. Был у неё роман и с известным режиссером Большого театра, автором либретто к «Бахчисарайскому фонтану» Волковым. Ни к эсперанто, ни к Перми настоящая Казароза отношения не имеет, скончалась она в другом месте и при других обстоятельствах. Будучи в эмиграции она не нашла в себе сил пережить смерть сына, уход мужа, потерю голоса и вскрыла себе вены в 1929 году в Берлине.

Роман, бесспорно, крепко скроен, но кое-какие недостатки у него есть. Так, несмотря на свою глубокую историческую осведомлённость Юзефович, когда сознательно, когда по незнанию допускает ляпы. Например, его герои в глубоко провинциальной и голодной Перми 1920 года танцуют танго, хотя массово модным этот танец станет значительно позднее. Возможно, что это такое же временное смещение, какое он допускает в отношении эсперантистского движения. Эсперантисты в это время в Перми уже были, но борьба течений, расцвет увлечения эсперанто в СССР - всё это происходило позднее в середине двадцатых. Леонид Абрамович связал эти события с гражданской войной, потому что таким образом ему хотелось показать, как человек иногда по чистой случайности становится на ту или другую сторону.

А вот с оружием Юзефович не ладит всерьёз, хотя и служил в армии. Его герои с боевым опытом мировой и гражданской войн могут неожиданно для читателя вынуть обойму из рукояти револьвера (напомню, что в револьвере подача патронов в ствол осуществляется с помощью барабана, а не обоймы) или называть любой револьвер наганом (наган, это револьвер только одной системы, автор, которой конструктор Наган). За это его справедливо ругают на форумах в Internet.

Пермь Леонид Абрамович искренно любит, здесь прошла вся его молодость, здесь он женился, здесь могила его отца, который был большим начальником на заводе им. Ленина (Пермские пушечные заводы, Мотовилихинские заводы), сюда его постоянно приглашают по различным поводам. Его радует, что город стал открытым (с 1989 года), что в нём теперь, как и в столицах, можно увидеть много иностранцев. Впрочем, это не мешает ему видеть недостатки. Например, образ Перми его совсем не радует. Он говорит, что в стране, и в частности в Москве, нет четких ориентиров и представлений о Перми, что её то располагают в Сибири, то путают с Вяткой. Перми, на его взгляд, свойственна некоторая вялость, Пермь консервативна. Но, тем не менее, он считает, что ей удалось сохранить некоторые разумные вещи из советского строя, так же как при советском строе она сохраняла не худшие черты предыдущей формации, которые у её уральских соседей отмирали быстрее.

«Казароза» - не единичное произведение, а первая (или вторая?) часть пермской дилогии. Юзефович много лет собирает материалы для книги о генерале Пепеляеве, который взял Пермь в 1918 году, поэтому действие другого романа будет происходить при белых, годом раньше, чем в «Казарозе». Однако в следующей книге это будет уже именно Пермь, а не безымянный губернский город. Вероятно, однажды выйдет и документальная книга о Якутском походе генерала Пепеляева. С его родственниками, сослуживцами и знакомыми Юзефович встречается и ведёт оживлённую переписку. Он знаком со внуком полковника Казагранди, ему звонят близкие родственники атамана Семёнова, из Вашингтона пишет внучка барона Витте - не премьер-министра, а того, что воевал с красными в Монголии в 1921 году, а потом, отсидев, тридцать лет преподавал в Новочеркасском сельхозинституте.

Ближайшие планы Леонида Абрамовича не исчерпываются литературой, на основе своих детективов он написал 2 сценария к восьмисерийному фильму о сыщике Путилине. Уже начаты съёмки. Будет снято четыре серии по «Князю Ветра», две серии по «Дому свиданий» и две по «Костюму Арлекина». Режиссер сериала - Сергей Газаров.

Зелёная звезда над Камой. Часть II. В царство злата бедный вход

Книги Л.А.Юзефовича
1980 - Обручение с вольностью: Повести. - Пермь: Кн. изд-во.
1984 - Академический час. - Пермь: Кн. изд-во.
1986 - Школа Героев: Документ, повесть об истории перм. школы № 47. - Пермь: Кн. изд-во.
1987 - Клуб «Эсперо»: Повести. - М.: Молодая гвардия.
1988 - «Как в посольских обычаях ведется...»: Рус. посол. обычай конца XV-начала XVII вв. - М.: Междунар. отношения.
1989 - Охота с красным кречетом: Повесть. - М.: Прометей.
1993 - Самодержец пустыни: Феномен судьбы барона Р.Ф.Унгерн-Штернберга. - М.: Эллис Ла.
1994 - Триумф Венеры; Знак семи звезд: Романы. - Пермь: Урал-Пресс.
1999 - Самые знаменитые самозванцы. - М.: Олимп; Современник.
2001 - Костюм Арлекина: Остросюжетный роман. - М.: Вагриус.
Дом свиданий: Остросюжетный роман. - М.: Вагриус.
Князь ветра: Приключения сыщика И. Д. Путилина. - М.: Вагриус.
Песчаные всадники. - М.: Вагриус. - (Переиздано в 2003 г.).
2002 - Казароза. - М.: Зебра Е; ЭКСМО-Пресс; «Деконт+».

Л.А.Юзефович отмечен премиями журналов «Знамя», «Дружба народов» (2000), премией «Национальный бестселлер» (2001). Роман «Казароза» входил в шорт-лист премии «Букер - Открытая Россия».

Лучшие его книги переведены на основные европейские языки
С 1990-2006 создал 3 киносценария, включая сценарий сериала «Гибель империи».

Тексты
Казароза
Клуб "Эсперо"

Некоторые статьи о Л.А.Юзефовиче и интервью с ним
Леонид Юзефович "Казароза"
Писатель Леонид Юзефович: "Я никогда не вру по мелочам"
Леонид Юзефович сменил амплуа
Леонид ЮЗЕФОВИЧ: ЛИТЕРАТУРА - НЕ РЕМЕСЛО, НО ЭТО И НЕ ИСКУССТВО!
Леонид Юзефович: "Я - рассказчик историй"
Леонид Юзефович: Мир прост. В нем нет никакой мистики
Леонид Юзефович: «Еретик страшнее иноверца»
Эксклюзивное интервью с Леонидом Юзефовичем (Кострома, осень 2004)
В «Казарозе» Перми нет
Леонид Юзефович: «Уехать в Москву - значит стать никем»
ИЗДАТЕЛИ ДАВНО УЖЕ ИЩУТ ЧЕГО-ТО НОВОГО

© polikliet

Казароза, Юзефович Л.А., Пермь и пермяки

Previous post Next post
Up