Книги Грасса - это диетические хлебцы (на этот раз с плесенью), которые приходится грызть после долгого бургерного веселья. Готовьтесь к истинам, старым знакомым, которых избегали прежде, опасаясь сеансов вампирического занудства. Этакий здравый смысл от гуманизма, где даже иронический тон едва ли спасет. Сам же Грасс напоминает дедушку, бабушку, обоих вместе: выведет из чащи, утрет слезы, накормит блинами, расскажет про то, как в танке горел, но дальше, дальше все равно придется идти одному, и есть только ночь, ее догорающий обрывок, чтобы решить, куда.
Вообще-то мой Хорс-Эберхард говорит, что вы пишете вроде как под псевдонимом, когда Пантера, когда Тигр, когда как господин Вробель. И что сами вы толстый и маленький еврейчик из Польши, это он где-то вычитал. Но это всё ерунда, я ведь тоже, если по-честному, кончаюсь на «ки».
Они чего, они ведь сплошь все выиграли войну. Благодаря банку. Взгляните хотя бы на этого, который с «братолином». «Братолин» - это, по идее, готовый фарш для котлет. Он загреб миллионы. А была это просто какая-то сечка из всякой всячины. Кукуруза там, горох, брюква. И в колбасу ее клали.
Вообще-то он был прав, хотя потом стало немного получше. Но для нас, мелких пенсионеров, так ничего и не изменилось. Мы, правда, могли постоять перед полными витринами, но и только.
Гюнтер Грасс. Мое столетие. СПб.: Амфора, 2009. 352 с.
Фрагменты из книги есть
тут.