Советский кинематограф

May 02, 2015 16:36

В преддверии дня Великой Победы мне снова хочется написать о том, что я с детства влюблена в советский кинематограф, особенно - в старые добрые фильмы о войне. Это, пожалуй, самое постоянное чувство, которое я когда-либо испытывала. За 29 лет в моей жизни поменялось многое, но только не это. Всё началось с мамы, которая привила мне и интерес к этим лентам, и уважение к ним. Не помню ни одного 9-го мая, проведённого не за просмотром любимых картин.
При этом мне никогда ничего не насаждалось: мол, иди и смотри, потому что так надо. Нет. Меня вообще никогда не заставляли что-то читать, смотреть, слушать и немедленно проникаться какими-то глубокими чувствами. Это был совершенно естественный процесс. Я просто видела какой-то кадр, мне становилось интересно, и дальше уже оторваться от фильма было невозможно. Родители не объясняли мне популярно, почему эти фильмы надо смотреть, любить и уважать. Это просто было внутри меня, с самых ранних лет. И мне всё было понятно и без слов. Конечно, мама обращала моё внимание на какие-то сцены, моменты, детали, что-то объясняла, на чём-то фокусировала моё внимание, но в целом моё большое светлое чувство к советскому кино возникло, росло и развивалось само. Родители лишь дали ему толчок.
(Хотя к самому советскому строю я всегда относилась неоднозначно, но это - совсем другая история).

Сейчас многое вокруг меняется, всё становится другим. Появляются и растут новые поколения - поколения, которым мир советского кино уже чужд. И тем не менее, мне странно, что они не знают многих не только потрясающих, но и просто легендарных лент, не знать которые, по-моему, стыдно. Мне странно, что им не прививают уважения к этим лентам, что у них не возникает желания их посмотреть. Странно, что даже родители современных подростков уже не смотрят их. Ведь по телевизору их до сих пор показывают!
Такое ощущение, что сейчас кино - это то, где всё взрывается, грохочет, летает, превращается в монстров и лопается от спецэффектов.
На самом деле - это не кино. Это лишь пародия на него. Конечно, жанры есть разные. Но всё-таки любой кинопродукт должен хотя бы на 80% состоять из хорошей актёрской игры, и лишь на 20% - из дополнительных фишек и прочей мишуры... Однако, современные кинодеятели грубо нарушают эти пропорции. Нынешнее кино в большинстве случаев - это фантик, шуршащая обёртка, красивая коробка, но не более. Внутри - пусто.

Я вообще смотрю очень мало киноновинок. Потому что найти что-то действительно интересное и стоящее среди них трудно. За редким исключением. Всё, что я люблю в кино, снято либо давно, либо очень давно. При этом я люблю зарубежный кинематограф и тоже отношусь к нему с уважением, если речь идёт о КИНО, а не о шуршащем фантике. Но ни один иностранный фильм я не пересматривала столько раз, сколько многие советские фильмы о войне.

Почему я не люблю и не смотрю современные ленты о той войне? Потому что той войны в них нет. Они нереалистичны, неправдоподобны, и в них отсутствует тот самый дух советского воина-победителя. В широком смысле слова. Я уже не говорю о совершенно другой форме, технике, оружии... лицах. Всё это уже не то. Для тех, кто вырос на советских фильмах о войне, это - всего лишь неумелая подделка. А попытки подражать Голливуду и делать из фильмов о Великой Отечественной блокбастеры - просто смешны. Потому что в старых фильмах о войне, если смотреть их внимательно, очень мало показывают саму войну. Это  фильмы о людях, о трагических ситуациях, об их чувствах, мыслях, переживаниях... А сражения всегда были только фоном. Эта война показывалась через людей. И именно так она становилось понятна и близка. Тем более, что во многих старых фильмах играли актёры-фронтовики, видевшие войну собственными глазами.
Форма и техника в старых фильмах тоже не вызывают никакого сомнения, а лица - это лица тех самых людей, советских людей, имеющих совершенно другие ценности, идеалы, взгляды... И им верится.
Что можно сказать по лицам современных актёров? Что сейчас они отыграют сцену, достанут телефон и начнут делать селфи. Всё.

Поэтому я была слегка в шоке, когда узнала, что сняли ремейк на один из моих любимых советских фильмов о войне "А зори здесь тихие"... Я очень остро реагирую на подобные вещи, вплоть до того, что могу не спать ночами от переполняющих меня негодования и расстройства... Зачем? В чём смысл? Лучше оригинала уже ничего не будет. Это всё равно что снимать второй "Тихий Дон" после Герасимова или ещё одну "Войну и мир" после Бондарчука. Это просто преступление, на мой взгляд.
Привлечь молодёжь? А что, привлечь человека можно только ярким кислотным цветом и современной съёмкой? Посмотреть старый добрый фильм и получить от него удовольствие, как это делала я, даже в самом далёком детстве, уже не судьба? Ведь я тоже росла в эпоху, когда с запада к нам лезло куча всякой фигни - боевики, страшилки, эротика... Это же были лихие 90-е. И тем не менее, я с удовольствием смотрела даже "Александра Невского", 1938 года выпуска! Кстати, я его пересматриваю до сих пор, в отличие от большинства забугорных лент, которые давно уже забылись.

Мне хочется, чтобы в России создали особую Красную книгу для старых советских фильмов, где запретили бы снимать на них ремейки, раскрашивать их и вообще производить с ними какие-либо манипуляции. Потому что это бред. Раскрашенные "Семнадцать мгновений весны" и "Офицеры" - это просто конец света. Раскрашенного "Подкидыша" ещё как-то можно понять, но остальное - ни в какие ворота...

Ведь вся прелесть старых фильмов именно в ЧБ графике! Это же настоящее искусство - снять чёрно-белый фильм так, чтобы он захватывал сильнее цветного. В этом-то и была вся соль. Да, сначала фильмы были чёрно-белые, потому что цветные снимать ещё не могли. Но потом. Потом стало очевидно - что именно с этими оттенками и ассоциируется вся военная эпоха. Война лишала цвета, света, добра, тепла - всего. И потом эту съёмку стали ипользовать намеренно. К тому же, цвет в этих лентах не отвлекает от самого главного. И зритель полностью поглощён актёрской игрой.

Но даже в цветных фильмах о войне всё равно есть какое-то особое плёночное тепло, которое погружает в атмосферу тех лет и заставляет верить каждому кадру. Плёнка - это что-то живое, доброе, настоящее. А цифра убивает это всё. Фильмы о войне в цифре лично меня раздражают до ужаса.

При этом я совсем не против новых фильмов, и у нас есть очень достойные современные картины. Но только не о Великой Отечественной...

Старые советские фильмы - это тонкие и глубокие чувства, разные, противоречивые... это почти неуловимые их оттенки в каждой фразе, в каждом взгляде, каждом движении. Это вывернутая наизнанку душа, это боль и страдания тех, кто пережил это страшное время, это самое точное и близкое к реалиям художественное эхо войны...

Что может быть лучше этих фильмов:

"Летят журавли" (1957)



"В бой идут одни старики" (1973)



"Офицеры" (1971)



"Судьба человека" (1959)



"Женя, Женечка и Катюша" (1967)



"Дом, в котором я живу" (1957)



"Небесный тихоход" (1945)



"Чистое небо" (1961)



"Они сражались за Родину" (1975)



"А зори здесь тихие" (1972)



"Крепкий орешек" (1967)



Что может быть лучше этих и многих-многих других советских лент? Для меня - ничего.
Поэтому я не смотрю современные ленты о войне.

кинематограф, воспоминания, праздник, детство, вов, любимое, грусть, Победа, советское кино, мои странности, злость, мама, идиотизм, я, кино

Previous post Next post
Up