труд послезавтра

Aug 19, 2011 02:48

в отрочестве (когда я была в нём) среди моих друзей было популярно мнение о том, что человека делает счастливым только любимое дело.
мне это казалось несколько наигранным, потому что в отрочестве, сиречь подростковом возрасте мне было важнее, чтобы был социальный feedback. Даже не в смысле "популярности" своих действий, а в смысле пресловутой общности. Чтобы быть такскть, "не одному", а удостоверять собственное человеческое происхождение присутствием других людей.

с тех пор я как-то немного удостоверилась в этом присутствии, равно как и в человечьей природе, хотя это стоило некоторых трудов)

пресловутая идея "счастья в труде" мне стала понятней. но не ближе.
поясню.
как и тогда мне кажется, что труд "вообще" не существует. это конструкция, которая выработана сознанием и воспитанием. то есть типа если ты что-то делаешь, что условно считается "полезным", то это труд. а если "бесполезным", то это досуг.
нам этот объясняют с детства, и мы учимся определять свою деятельность, исходя из таких вот "объективных" критериев. меж тем, ёжику понятно, что в разные времена в разных странах эта "объективность" сильно разнится.

но вот счастье и благо-то, наш отрадно-цифровой век подразмыл эти границы, и у нас есть теперь множество возможностей предаваться трудовой деятельности, не слишком отличной от досуга.
но дело-то даже не в этом.

а в том, что ты не понимаешь в процессе, делом занимаешься или фигнёю. А что тут обозначает границу?
конечно, в том числе память потомков и гордость предков, но эти показатели сложно верифицируемы. поэтому наиболее ясный показатель - это тот же социальный feedback.

сейчас он приобрёл даже измеримые и объективируемые формы. собственно, этот пост я села писать, прочитав пост Михаила Эпштейна про copyleft©up, то есть праве на использование авторского материала с условием непременной републикации.
тут тоже, ясное дело, есть свои подводные камни. но это уже вопрос к сектоведам)

мне же тут вдруг пришла в голову простая мысль о том, что понимание "социально полезного труда", про который я толкую, потребует возможно, деконструкции "детского представления" о труде. и это может быть одним из жёстких идеологических конфликтов послезавтра.

а пока послезавтра не наступило, пойду ещё немного потружусь

из прошлого, рефлекс и я

Previous post Next post
Up