Aug 13, 2009 14:25
Каждый день играю в шахматы, по две-три партии. Пока играю плоховато, выигрываю где-то одну из четырех у человека, у компьютера пока не выиграла ни разу. Но прогресс чувствую, уже не делаю совсем глупых ходов, хотя по-прежнему долго думаю и просчитываю комбинации.
Впрочем, более важно то, как я открываю метафорический смысл шахмат. Шахматы - это гениальная модель коммуникации и рефлексии.
Шахматные фигуры своей деревянной тяжеловесностью и неизменностью подобны словам. Когда люди садятся перед своей доской, они объединены в коммуникативном порыве: выиграть. И в идеале просто фигуры должны бы съесть друг друга, а короли - столкнуться лбами и разбиться друг о друга.
Но это невозможно, и приходится прибегать к ходам, комбинациям, тактикам. Смысл игры меняется. Смысл игры - уже сама игра, взвешенность ходов, ход мысли, красота мата (поставить его как-нибудь нелинейно, неожиданно, ярко). И неуклюжая ограниченность фигур теряется, из вынужденной давки в центре и на флангах она превращается в динамичную композицию. И в идеале получаются такие шахматные стихи. Когда за каждым ходом скрывается больше, чем ты предполагаешь.
Ещё шахматы становятся метафорой внутренних кризисов и вопросов.
Когда ситуация на доске описывается на первый взгяд как безвыходная, и ты понимаешь, что под угрозой ферзь, а с ним ещё и ладья, хочется бросить всё и выращивать капусту. Но если отбросить лишние эмоции, вдруг понимаешь, что в каждом кризисе сталкивается не "моё иедальное видение ситуации ( ах, почему ферзи не летают как кони)", а реальное положение вещей.
И оно имеет свои плюсы, минусы и пути преодления.
Игрок может ходить, защищая слабые фигуры, может потерять их, надеясь обрести что-то большее и мат в два хода. Может начать атаку и заставить оппонента изменить свою разрушительную тактику.
Когда видишь окружающий мир отражением, то и себя воспринимаешь фантомом. А когда осознаешь реальность контекста, чувствуешь возможность к его изменению.
И, конечно, никуда не деться от политического смысла шахмат. На войне как на войне, есть инициатива и есть реакция, есть революция и есть сохранение, но в основе всякой баталии стоит фигура короля - аналог ценностей. Стоит и сохраняет свою ценность, и все прочие фигуры, как бы они ни бились, порой подменяя смыслы, бьются всё же за него.
Ценности ставятся под угрозу: нужно спасать их, под шахом ничего другого делать нельзя, если допускаешь потерю ценностей, профанацию - партия проиграна.
Ну и много, много других аналогий, часть уже более скучно-научные, часть - совсем психологически-военные =)
культурология повседневности,
метафоры