Талмуд упоминает о
существовавшем тогда понятии полного и самодовольного невежды - ам аарец. Была хазака, что все в его доме нечисто, и все его десятины, трумот и маасрот нечисты, поскольку ни он сам не знал как и когда надо окунаться в микву, ни его жена, будучи нидой, не соблюдала осторожность, дотрагиваясь до святых вещей, и не умела правильно очищаться ит состояния ниды. Поедание коэном нечистой трумы наказывалось мита бэядэй шамаим. Но во время праздников регалим, когда все евреи, включая тех, кто ам аарец, поднимались в Иерусалиский Храм, где нечистота карается каретом (не на Храмовую гору, где понятия карет нет вообще), все становилось чистым. Коэны могли пить и есть труму ам аареца, а сам ам аарец входил в Храм. Трактат Нида учит, что когда евреи собираются на двар-мицва (поднятие в Храм или войну), Вс-вышний превращает все неумышленные нарушения в чистое. Учат это из пасука в ТаНаХе о том, как весь народ собрался воевать с сынами Беньямина, и "собрался весь народ от Дана до Бейер-Шевы, весь Израиль - хаверим" На языке Талмуда и ТаНаХа "хаверим" - синоним "мудреца". "Так что, - спрашивает Талмуд, - не было среди них ни одного невежды?" - "Нет, невежды были, но когда народ собирается на святое дело, каждый подпадает под закон мудреца, и можно есть друг у друга без проблем."
Причину вышеупомянутого можно объяснить так:
В Талмуде в трактате Мнахот приводится правило, принятое как общее ко всем законам Торы: "Пригодное к смешиванию не смешение не делает не кошерным, непригодное к смешиванию, не смешение делает его не кошерным." Т.е. если ты приносишь 50 исаронов солета и 1 лог масла, то это кошерно, поскольку это пригодно к смешиванию. 51 исарон солета и лог масла не кошерно, т.к. оно непригодно к смешиванию. "Стоп, - говорит Гмара. - у нас есть правило, что если не смешал, кошерно. Т.е. если есть потенциальная возможность что-то сделать, и по той или иной причине не сделал, то все сделанное не становится не кошерным. Но если нет потенциальной возможности, то все сделанное становится не кошерным."