В первой мишне в части Хелек трактата Санhедрин перечисляются пять царей и четверо простолюдинов, у которых нет части в будущем мире. И первый в списке Иеровам бен Нават.
В мишне в Перкей Авот говориться о том, что того, кто сподвигнул других на благое дело (мицву), Вс-вышний бережет от проступка, а тот, кто соблазнил других на грех, поддержки свыше сделать тшуву не получает.
Моше рабейну своими мицвотами сподвиг на мицвот других. Заслуги многих записаны и ему.
Иеровам бен Нават совершил преступление и соблазнил на за собой на преступление народ Израиля. Все эти преступления висят и на нем.
Из самого построения мишны следует, что речь двух крупных личностях, полярно противостоящих друг другу.
Но чем же Иеровам бен Нават так провинился?
Трактат Санhедрин (часть Хелек) пишет, что взлет и падение его исходили из одной точки. Когда царь Шломо женился на дочери фараона, и она построила свой дом таким образом, что евреи, поднимающиеся в Храм, должны были делать круг, обходя ее дом, Иеровам бен Нават протестовал. В заслугу за это Вс-вышений решил сделать его царем над десятью племенами. Но когда тот стал царем, из-за честолюбия Иеровам бен Нават поставил заградительные отряды, дабы не давать евреям подниматься в Иерусалимский Храм, и открыл альтернативный культ в Дане и в Бейт-Эле, установив золотых тельцов, которые с помощью мистики* вещали: "Я - бог твой, выведший тебя из Египта, да не будет у тебя других богов". Среди комментаторов разногласия, была ли это окончательная авода зара, или определенный шитуф, позволенный гоям и запрещенный евреям, а возможно попытка смоделировать какую-то сфиру.
Для сравнения:
Во дворце царя Шломо творились вещи похлеще. Сам царь Шломо преступил все три ограничения, предписанные царю (не заводить излишних лошадей, не набирать излишнего золота, не брать в жены более 18 женщин**). Он переступил все границы по очень израильской логике "я - умный, вэ ийе беседер". Беседер не было. Его жены открыли центр настоящего идолослужительского культа прямо во двоце. И Вс-сышний засчитал ему это, как будто он сам это сделал. Исходя из вышеуказанного мужи Великого Собрания, среди них было три пророка (Хаггай, Захария, Малахи), а также Эзра, Нехемия, Даниэль, Мордехай, всего 120 мудрецов хотели зачислить и его в упомянутый список тех, у кого нет части в будущем мире, но тут Вс-вышний не согласился: "Тот, кто построил Мой Дом не будет зачислен среди тех, у кого нет части в будущем мире." Они попытались упрямиться, но Вс-вышний сказал им: "В конце концов, не вы решаете, а Я. Разговор окончен."
О масштабах личности Иеровама бен Навата говорит и следующее.
Когда пророк Ахия-аШилони шел помазать его на царство, они беседовали в поле. Трактат Санhедрин (часть Хелек) объясняет "они были как два дерева. А остальные мудрецы поколения были перед ними, как полевая трава." И после всего этого Вс-вышний лично пытался вернуть его к тшуве. Он пришел к нему и сказал: "Вернись (т.е. отмени заградотряды, поднимись в Храм), и мы втоем - Я, ты и Бен Ишай (Давид) будем вместе гулять в райском саду." "А кто будет ближе, - спросил Иеровам бен Нават, - я или Давид?" - "Давид, - ответил Вс-вышний." - "Тогда не хочу." Для царя Шломо Вс-вышний таких усилий не делал.
Вот какой большой вес имело разрешение евреям подниматься в Храм! Противовесом такой высоте оказалось такое падение - и нет у него части в будущем мире.
__________________________________________
* - другое мнение в Талмуде: он установил какой-то прибор, с помощью которого они витали в воздухе
** - есть мнение, что позволено царю 24 жены.