May 09, 2015 01:39
Мой отец 37 года рождения. Записываю для памяти, хотя вряд ли такое забудешь.
1. 1941 год, середина октября. Моя бабушка с тремя детьми , 10, 4 лет и 2 месячным пытается выбраться из Москвы (паника 16 октября 1941 года). Наконец получается попасть в поезд, поезд стоит где-то в Подмосковье. Отец со старшим братом ходят вокруг поезда. Их останавливает ополченец: "ребята, у вас хлеб есть?" - "Да вроде бы есть". "А колбаса?" "Колбасы нет". Ополченец отдает им круг колбасы и уходит.
2. 1943 год, лето. Во дворе лежит неразорвавшийся снаряд. Старшие ребята пытаются его распилить. Дружок отца говорит: "Да ничего здесь интересного, пойдем". Когда они отходят метров на 100, снаряд взрывается.
3. 1944 год, лето. Отец на даче, под Москвой. На станции останавливается поезд с пленными немцами. Вокруг собирается народ. Жара, вагоны раскалены до предела. Доносятся крики: "Вода, пить", по русски и по немецки. Одна женщина пытается передать в вагон ведро воды. Солдаты отталкивают, "не положено". И тут она со словами: "Что же мы, не русские, что же", выливает ведро холодной воды на раскаленный вагон. Следом за ней это делают остальные, выстраиваются в цепочки и передает ведра с водой, чтобы хоть немного остудить раскаленные вагоны. Солдаты пытаются помешать, но разве можно остановить наших женщин.
4. Конец 70х, отец в командировке в ФРГ. Водитель спрашивает по русски: "Вам удобно?" На удивленный вопрос отца: "Откуда вы так хорошо знаете русский язык?" отвечает: "Я был у вас в плену, и вы делились с нами тем, что у вас было. Вы жили плохо, бедно, но мы не голодали. Перед отправкой домой нас одели, обули в то, что у вас было, но во все новое. Я до сих пор храню телогрейку, которую мне выдали после плена".
Ну и на последок мое воспоминание. 1995 год, горнолыжный курорт в Швейцарии, толпа молодых русских (я после института работала в Швейцарской юрфирме). Окрик проходящего мимо немца: "Ребята, вы русские? Я у вас в плену был, спасибо вам". "За что?" - "За все"