В прошлом посте я упомянула эмпатию. Это интересное явление, которого сильно не хватает в нашей жизни, так что о нем стоит поговорить.
Эмпатия как слово - калька с английского, Empathy. Мне не очень просто перевести с английского три следующие понятия - empathy, sympathy, and compassion.
В разрезе межчеловеческих отношений sympathy, сочувствие, испытывали или, по крайней мере, выражали, наверное, все. Это когда у знакомых кто-то умер, а вы пишете открытку и приносите цветы - "Какое горе, как я вам сочувствую!" Или подругу бросил муж, а вы ее типа утешаете - "Бедняжка! Какой он козел! Ты этого не заслужила!"
Официально проявления сочувствия одобряются и ожидаются, но при этом они часто вполне себе формальны и иногда воспринимаются как отношение слегка сверху - например, "она мне сочувствует, но у нее самой в личной жизни все хорошо. Ей меня жалко, но она не знает, каково это быть в моей шкуре. Где-то внутри она может считать, что я сама во всем виновата".
Сострадание (compassion) - это когда кто-то становится добрым самаритянином. Вы жертвуете деньги на детдом или в фонд незнакомца, больного раком. Вы не сочувствуете им, не пишете им открыток, возможно, вы вообще предпочитаете жертвовать анонимно. Вы просто резко понимаете, что кому-то очень плохо, сильно хуже, чем вам, и при том, что вы не обязательно знаете этого человека, совесть не дает вам пройти мимо. Человек может быть вам совершенно чужд по духу или социальной принадлежности, но это неважно - вы считаете, что никто не должен так страдать.
Эмпатия - это наиболее редкий и наиболее желанный в общении вид эмоционального отклика.
Одна из классификаций делит эмпатию на два подкласса.
Первый, эмпатическое реагирование, это когда вы "заражаетесь" чувством от человека. Он засмеялся отчего-то, и вам вдруг без причины стало смешно. Вы взглядываете друг на друга и покатываетесь со смеху, и никто из вас не может внятно объяснить причину смеха - при попытке объяснить весь шарм теряется. Если это с вами произошло, вы словили волну эмпатии. Чувство это настолько роднит, что люди, как правило, становятся друзьями, если уже не, или влюбляются друг в друга. Или, на крайняк, помнят об этом переживании всю жизнь.
Второй подвид - это принятие перспективы. При этом человек как бы примеряет на себя чувства другого, ставит себя на его место. Подруга говорит вам, что от нее ушел муж. Вы, вместо всех этих "козел-бедняжка" чувствуете мурашки на коже, потому что или вспомнили, как от вас ушел некий Вася, или представили себе, что от вас ушел ваш любимый муж. Возможно, все, что вы сможете выдавить из себя, будет "Ой, бля... Дуй ко мне! (или - сейчас буду, не напивайся без меня)" И это будет в сто раз ценнее, чем формальное сочувствие. Потому что подруга почувствует, что вы держите ее за руку в этой ситуации. Подобные вещи обычно испытываются с настоящими друзьями, которые не оставят в беде.
Некоторые авторы относят проявления жалости, сиречь симпатии, к третьему подвиду эмпатии, но мне кажется, что это неправильно, потому что истинная эмпатия всегда вызывает положительный отклик, а реакция на симпатию неоднозначна, кто-то вполне может почувствовать себя униженным от проявлений жалости.
Симпатию могут проявлять практически все, он не требует глубоких чувств и вполне может уложиться в формальное выражение сочувствия.
Эмпатию могут чувствовать только более-менее эмоционально зрелые личности, способные выйти за пределы собственного эго.
Считается, что некоторые - прирожденные эмпаты. Точно не знаю, но мне кажется, что это преувеличение. То есть, наверняка есть люди, избежавшие в детстве значительных травм, воспитанные эмпатичными родителями - вот это, наверное, и будут "прирожденные" эмпаты.
К сожалению, большинство из нас воспитано родителями, которые сами выросли травматиками - время было такое. Они оглядывались на других и в корне давили собственные чувства. Все свои травмы они передали детям, иногда увеличив их через линзу "добрых намерений". Ну и дальше, по реке поколений. Плюс развитие интернета и снижение уровня личного общения. В результате появляются люди умные, хваткие, образованные, но эмоционально незрелые, не имеющие истинной эмпатии, зато имеющие раздутое эго. Трудно не концентрироваться на себе, если сидишь в сети день и ночь.
Однако научиться эмпатии может любой, кроме, наверное, некоторых людей с истинными нарушениями психики. Даже аутисты способны к эмпатии, а уж люди с нормальным эмоциональным спектром - тем более. Самым сложным в этом процессе будет принятие факта "у меня плохо с эмпатией, мне надо в этом разобраться и поработать над собой".
Мне интересно, насколько способны к эмпатии вот эти все обиженные вокруг. Пишешь что-то, применяя обобщающую фигуру речи "мы". Или, не дай бог, "Мы все". При том, что я согласна с тем, что эта фигура речи устаревает несусветно быстро, это все же фигура речи. Как правило, она и применяется фигуративно, в примерах, которые соотносимы с большинством. Никто не пишет "Мы все принимаем анаболики и жмем 300 от груди". Пишут "Мы все влюблялись (учились) понемногу". И вдруг выходит обиженный и заявляет - "Не надо говорить за всех! Что за глупости! Я вообще никогда не влюбляюсь, я только люблю и всегда от всей души! У меня три высших, и все с красным дипломом!"
Обиженных становится все больше и больше, то есть, все меньше людей способно отождествить себя с большинством. Возможно, я не права, но мне кажется, что это заодно убивает способность чувствовать, как другой, то бишь, способность к эмпатии.
Если это действительно так, то неудивительно, что огромному количеству людей требуется помощь в создании и поддержании отношений. Это к вопросу, почему столько людей читают то, что читают, и что они там находят.