Наверняка все, кто меня читает, давно уже видели этот фильм, и Америки я ни для кого не открою. Но если кому интересно, то...
Я крайне редко смотрю кино - не хожу в кинотеатры и не беру кассет напрокат. Если у меня выдается пара свободных часов, то я их провожу у компьютерного монитора, а не у телеэкрана. Если же я и решаю иногда что-то посмотреть, то это или старый, давно мне знакомый и много раз уже виденый фильм, или фильм, очень рекомендованный людьми, чьему вкусу я доверяю, или же - что редко бывает - если кадры, мелькающие на экране (сын включает телевизор, как фон, так что работает он все время, я просто его не смотрю), привлекают чем-то мое внимание. Я не видела множества знаменитых фильмов, и мне нисколько за это не стыдно.
Но время от времени мне случается увидеть что-нибудь такое, что западает в душу.
Последний раз такое случилось с фильмом "Мосты округа Мэдисон", снятом в 1995 году, по роману Роберта Уоллера.
Мерил Стрип Клинт Иствуд
Фильм начинается с того, что взрослые дети, брат и сестра, несчастливые в жизни, разбирают вещи, оставшиеся после смерти матери. И находят дневник, который разворачивает перед нами трогательные события далеких лет.
Округ Мэдисон, штат Айова. Глубокая периферия, про которую сами американцы говорят "In the middle of nowhere". Черт знает где. Глубокое захолустье.
Франческа, домохозяйка, немного за сорок, урожденная итальянка, вышла замуж после войны за американского солдата, который увез ее за океан. Там она и живет, среди кукурузных полей, пыльных дорог, практичных, пуритански воспитанных фермерских жен. Ведет хозяйство, содержит в идеальной чистоте небольшой домик, растит двоих детей. Муж ухожен, обед готов вовремя, в доме ни пылинки. Размеренная, добропорядочная, до зевоты скучная жизнь, которая расписана на сорок лет вперед, завтра неотличимо от вчера. Все не хуже, чем у других. Ляпота.
Счастлива ли Франческа? Вряд ли она сама об этом думает. Спроси - скажет "Да, конечно... Все хорошо...". Только непонятно почему запнется к концу фразы. И надо быть очень хорошим знатоком человеческих душ, чтобы по движению головы, взмаху ресниц, взгляду понять - она ведь не принадлежит этому скучному миру, в котором сердце плесневеет, как чернослив, залежавшийся в бакалейной лавке. Она ведь совсем другая, она - огонь, глоток свежего воздуха, ангел, затерявшийся в пыльном углу ( нельзя не восхититься игрой Мерил Стрип, которая сумела все это показать).
Так завязывается сюжет - муж с детьми уезжает на четыре дня, оставляя жену в доме. Она, похоже, и сама растерялась от свалившегося на нее непривычных одиночества и тишины.
И тут вдалеке показывается поднимающая столбы пыли машина, она приближается, и, приглушив мотор, из нее выходит заблудившийся фотограф от Нейшенл Джеографик. Он ищет дорогу к мосту. Ему нужно сделать снимки.
Франческа пытается объяснить дорогу, но путается в собственных объяснениях, смущается, и, в конце-концов, решает, что ей легче показать, чем рассказать.
С этого момента сгущение электричества в атмосфере фильма просто явно чувствуется кожей. Герои проходят через четыре дня головокружительной, отчаянной, безнадежной любви, жизнь после которой уже никогда не будет такой же, как раньше.
Это, собственно, не столько история любви, сколько история Франчески - как она проходит через четыре дня, которые придают смысл всем остальным прожитым четырем тысячам дней.
Любовные сцены в фильме завораживают. Прикосновения и голос обыграны так, что эротизма в них в сотни раз больше, чем в какой-нибудь ленте с морем голой натуры и постельных сцен. У меня картина выжала слезу, а я не очень сентиментальна.
В общем, фильм замечательный, трогательный, щемящий. Если вам нравятся истории любви, а этого фильма вы случайно еще не видели - посмотрите, получите удовольствие.