О главном вопросе современности. Продолжение: крестьянские юридические памятни

Oct 30, 2023 11:41


начало статьи

Памятники - это исторические документы. Крестьянские юридические памятники - это документы, по которым можно достоверно узнать о быте русских крестьян, как они жили, о ком заботились и чем владели, какое место занимали в обществе. Это завещания, купчие и прочие документы, которые публикуются здесь по изданию Акты, относящиеся до юридического быта древней России (далее Акты). Спб, 1857 г. Для того чтобы помочь ув. читателям понять эти тексты, я решил предварить оригинальные (хотя и уже обработанные в XIX веке) тексты их описанием на современном (по крайней мере, он таким мне кажется) языке. Если это покажется лишним, можно сразу перейти к чтению оригинала, находящегося под катом.

Итак, первым документом является завещание (духовная) крестьянина Бороткина, написанное в 1691 году, за 170 лет до отмены крепостного права. В этом завещании крестьянин перечисляет, кому вернуть его долги, данные им без расписки, с кого получить, сколько он жертвует Церкви Успения Пресвятой Богородицы (до сих пор стоит в селе Лойма Прилузского района Республики Коми) и т.д. Уже удивляет, что крестьянин жертвует церкви целую гривну, т.е. около 200 грамм серебра (в конце завещания он жертвует ещё несколько гривен на богоугодные дела). Далее в завещании перечисляется принадлежащее крестьянину недвижимое имущество  - "деревни, и дворы, и всякие дворы, и дворовые хоромы, и вне двора, и сенные покосы, пожни, и рыбные ловли, и всякие деревенские угодья", которое без обиняков называется его вотчиной, т.е. землёй, принадлежавшей ещё его отцу Марку Бороткину, естественно, тоже крестьянину, что подтверждается имеющимися купчими, закладными и прочими документами. Сообщается и название принадлежащих этому крестьянину деревень - Кривошеинская и Давыдовская. Кроме того, на паях с тремя другими крестьянами, Проном, Терентием и Лаврентием Трескиным, ему принадлежат сенные покосы и другие земли в деревне Мокиевской, хлеб в амбарах, лошади, коровы и другое разнообразное движимое имущество. Большая часть земли и прочего имущества завещается сыну Фёдору с его матерью и женой завещателя Мариной. В случае смерти сына Фёдора завещаемое имущество должно было перейти к дядям и братьям завещателя с условием содержать его жену. Если бы она не захотела с ними жить, то они должны были ежегодно давать ей около тонны провизии, 100 кг ржаной и пшеничной муки, дойную корову, овцу и т.д. Очень подробное завещание, написанное рукой Михаила Абрамовича Вилежанина [Вылегжанина?] и скреплённое подписями двух священников вместо неграмотных завещателя и посажённых крестьян.

Се аз Прокопей Марков сын Бороткин, Луской Пермцы Лоемской волости крестьянин, пишу сию по себе изоустную память в целости разума своего и помня смертного часу, кому дать безкабално* и на ком взять. Дати мне Прокопью в казну Богородице гривну денег, Архипу Семёнову четыре алтыны**, Фёдору Архипову два алтыны две денги; болше того безкабално дачи нет; а взяти мне на Фёдоре Попове алтын; а болши того у меня Прокопья дачь безкабалных и кабалных нет; а на ком взять по кабалам и по записем, и той взятке кабалы и записи сами следуют на заимщиков. А что есть у меня Прокопья деревни, и дворы, и всякие дворы, и дворовые хоромы, и вне двора, и сенные покосы, пожни, и рыбные ловли, и всякие деревенские угодья, чем преж отец мой Марко и после его яз Прокопей владел по купчим и по закладным и по всяким писмяным крепостям, и что есть у меня хлеба всякого сухого в анбарах и скота, коней и коров, и живота платного и медного и желез-ного и всякого житейского заводу, и теми вышеписанными деревнями, и дворовыми хоромы, и сенными покосы, и рыбными ловлями, и всякими деревенскими угодьи, по купчим и по закладным и по всяким писмяным крепостем, и скотом, и животом, всяким житейским заводом, медным и железным и платным, и по кабалам на ком взять, и тем вышеписанным всем яз Прокопей при смертном своём часу благословил и наделил сына своего Феодора Прокопьева с женою своею Мариною, и по сей изоустной памяти и по писмяным крепостем, по купчим и по закладным, впредь сыну моему Фёдору вечно владеть после моего живота и с матерью его Мариною, а в те мои вышеписанные деревни, в дворовые хоромы, в сенные покосы, в деревни Кривошеинскую и Давыдовскую дядим и братьям дела нет никоторыми делы. Жене моей Марине с сыном своим Феодором и с дочерми своими и с племянницы жить вместе в деревнях Кривошеинской и Давыдовской и сына моего Феодора, дочерей моих и племянниц замуж отдать, а приданого им дать по свитке доброго сукна, да по кумачю, да по шапке, да по сапогам, да по башмакам, да по сарафану, да по котам***; а жену мою Марину дядим и братьям от сына не отлучать и живучи не изгонять; а буде сын мой Феодор судом Божьим помрёт, ино деревнями и пожнями владить дядим и братьям, а жену мою Марину, кто прииметца за вотчину, поить и кормить до смерти, обувь и платье давать, а буде не поволит жить, давать отсыпного хлеба на год по десяти мер****, хлеба по шти пуд, половина ржаного, другая ярового, да денгами давать на год по полутора рубли, да по корове на год дойной, да по овце на год, да им же дядим и братьям, кто прииметца за вотчину, дочерей моих и племянницу споить и скормить и за муж отдать, а приданого дать, что выше всего писано. А что у меня Прокопья по купчей и по закладной в деревне Мокиевской Пронкин да Терёшкин пай, которые причтутца сенными покосы, и тем благословил брата своего сродного Илью Анфимова, и после живота моего ему Илье владеть, а закладную буде учнут выкупать, ино ему Илье на выкуп отдать. А что есть у меня же Прокопья Лаврушки Назарьева Трескина третей пай по купчей и по закладной в деревне и пожнях, и тем благословил егоже Илью Анфимова, а по закладной на выкуп отдать. А что есть у меня Прокопья лошадь мерин, шерстью ковур, и того мерина жене моей продать, а денги взять и отдать по мне Прокопье и по отце и по матере и по братием в поминовение в монастыри в Лалской и в пустыню Богородице. И по сей изоустной памяти сыну моему и жене дать и взять, и по душе вечно поминовение творить отцу моему духовенному, Успенскому попу Иякову на весь крылос сорокоусту сорок алтын денгами, да в казну Богородице две гривны, да на псалтырь двадцеть алтын, да Спаскому попу Трофиму Фёдорову другой сорокоуст на весь крылос сорок алтын, да в казну две гривны, да на псалтырь двадцеть алтын. У духовной сидел***** отец духовенной, Успенский поп Ияков Афонасьев; сидели мужи: Иван Филиппов, Архип Семёнов, Харитон Ларионов, Ларион Самойлов, Тимофий Иванов, Гаврило Васильев, Леонтей Тимофиив, Михий Стефанов, Василей Ларионов. Духовную писал, по Прокопьеву велению, Мишка Аврамов Вилежанин, лета 7199 году июля в 2 день.
[На обороте подпись:] К сей изоустьной памяти Успенской Лоемской поп Ияков вместо Прокопья Маркова и вместо мужей посажённых******, кои в сей изоустьной имяны их писаны, по их веленью, и яз поп Ияков у духовной седел и руку приложыл. <Акты, относящиеся до юридического быта древней России (далее Акты). Спб, 1857 г., т. 1, ст. 565-568.>

*)В древнем русском праве кабала - акт, договор, расписка, устанавливающие какую-нибудь зависимость одного лица по отношению к другому (ист.). Заёмная кабала. Служилая кабала. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940. В тексте идёт речь о заёмной кабале,
**) алтын=6 денег, 1 рубль=200 деньгам, 1 гривна - около 200 гр. серебра,
***) коты - укороченные сапожки, отороченные сверху красным сукном или сафьяном,
****) мера - куль, или около 100 кг.
*****) сидел - свидетельствовал (см. след. прим.)
******) мужья посажённые - в данном случае, крестьяне, приглашённые в свидетели; от сажать, т.е. приглашать для исполнения какой-либо обязанности. Налагать должность, обязанность. Сажать, посадить в старшины, в головы. Толковый словарь живого великорусского языка. В.И. Даль, изд. М.О. Вольфа, 1882 г..

Россия, крестьяне

Previous post Next post
Up