Строители Красноярского моста

Apr 20, 2016 20:10




Крестьяне на освящении часовни у строящегося Красноярского моста. Картинки кликабельны.

Вымораживание и деревянные кессоны

На строительстве Красноярского моста, считавшимся чудом света наряду с Кремлём и Петродворцом, в 1895-1899 гг. впервые были применены шпренгельные фермы Проскурякова и деревянные кессоны Кнорре. Учитывая сильное течение сибирских рек, непредсказуемые паводки и вскрытие рек с верховья со сметающим всё на своём пути ледоходом, Красноярский, как и другие сибирские мосты, строился зимой, а именно в декабре-феврале. 140 метровые пролёты моста клепались на берегу и передвигались на опоры по гигантским деревянным временным подмостям. Опоры изначально предполагалось строить на кессонах из нижнетагильского металла, однако в 1895 году во время строительства "левого устоя" моста через Томь (см. ниже), Кнорре успешно использовал деревянный кессон. И хотя на Енисее в месте строительства моста глубина была до 20 метров, Кнорре рискнул, использовав изобретение русских крестьян, давно и с успехом вымораживавших транспорты, зажатые многометровым сибирским льдом. Под деревянные кессоны в лютые морозы устраивались ледяные шахты. Примерно так, как сейчас выпиливают лёд для спасения провалившихся Камазов:



Фото: Иван Дементиевский.

При намерзании толстого льда, сибирские крестьяне выпиливали колодец, оставляя внизу перемычку, чтобы его не заполнила вода. После чего крестьяне переходили на другие шахты, а оставленная вымораживалась дальше. Через несколько дней крестьяне возвращались, и так шахта вымораживалась до самого дна. Потом в полученной шахте глубиной 20 метров строился деревянный кессон, работая в котором кессонщики выбирали донный грунт и строили опору, или бык, моста. Конечно, работа была тяжелейшая, без свежего воздуха, и кессонщики нередко глохли и слепли.






Клепальщики на стальном кессоне при строительстве моста через Тобол у г. Кургана.







Статически определимая шпренгельная ферма Проскурякова на мосту через р. Тёша в Нижегородской губернии..




Испытание Красноярского моста в 1899 году. Справа видны пять речных быков, построенных на стальных и деревянных кессонах, запатентованных Е.К. Кнорре.







Описание первого применения деревянного кессона инженером Е. Кнорре

Корреспонденции
Поломошное. Левая Томь, 27 Июля. Сейчасъ на работе у насъ заняято до 1000 ч. рабочихъ, считая привезённыхъ изъ Pocciи и местныхь. Береговой устой «левый» окончен, а три речныхъ быка выведены, изъ нихъ: № 1-21 рядъ, № 1 и 3 по 13 рядовъ, всехъ рядовъ облицовки въ каждомъ но 30, которые въ общей сложности достигаютъ высоты 7 саж., къ двадцатымъ числамъ августа предполагается быки закончить. Bcexъ речныхъ быковъ будетъ 6, отверстiя между первыми пятью по 40 саж., между последнимъ 6-мъ и береговымъ устоемъ "правымъ" будетъ пролетъ 10 саж. Кессонъ 5 уже погруженъ къ сегодняшнему вечеру (26 числу с. м.) на 20 сотыхъ сажени, работали 3 смены по 6 часовъ отъ 18 до 23 чел., погружение идетъ ycnешнo потому, что этому благоприятствуетъ хороший грунтъ «гальки». № 4 кесоонъ уже собранъ на подмостяхъ и его клеплютъ, къ первымъ числамъ августа будетъ оконченъ и приступятъ къ его погружению; вообще къ зиме предполагается: остальные три кессона поставить на место и къ весне установить пролеты. Для "праваго устоя" роется котлованъ и тоже спешатъ къ осени сделать закладку. Для выемки земли изъ котлована устроено приспсобление деревянный кессонъ-ящикъ, такъ какъ подпочвенная вода мешаетъ работать, для удаления которой доставленъ центробежный насосъ, съ силою отвачивания до 10 тысяч ь вёдеръ въ часъ.

На берегу преступлено къ сборке пролётовъ, все пролёты въ законченномъ виде: собранные и склёпанные, будутъ ставиться, при помощи леоедокъ, на место, для чего съ наступлениемъ заморозковъ, между пролетами, будутъ поставлены деревянные подмости.
Въ мастерсвихь илётъ успешная обработва железа для Кемчугскаго поста, вообще работа кипитъ. Цены на paбoчия руки: каменщики первой руки 1 р. 50 к., второй 1 р. 2 5 к., плотники 1 р. 40 к. и 1 р. 20 к , клепальщики 1 р. 60 к. и 1 р. 20 к., кузнецы 1 р. 40 к. и 1 р.
20 к. , молотобойцы 90 - 80 к., чернорабочие 1 р. Клепальщики молотобойцы работаютъ большею частью сдельно - отрядно, нарабатываютъ: клепалыщикь оть 40 до 60 р. , молотобоецъ отъ 25 до 33 р. въ 25 дней; итальянцы получаютъ - изъ 78
чел. , по 4 р. въ день, они каменотесы работаютъ, хорошо и, что называется, на совесть, изъ нихъ часть-40 чел. обработываютъ облицовочный камень въ Бибеевском карьере, остальные работают здесь и заняты каменной кладкой. Облицовочный камень доставляется пока из двух карьеровъ «Бибеевскаго> и «Змеинскаго», изъ перваго-гранитный, из второго - песчаникь. Для доставки камня изъ третьего карьера «Крапивинскаго» устроена дорога-проека ни протяжении 2 вер. к берегу р. Томь черезь тайгy, камень, тамъ приготовленный, будетъ къ местy зимой. Прошедшей зимой камень изь карьеровъ "Бибеевскаго" и "Зимеевскаго" доставлялся гужомъ изъ перваго по 7- 8 коп. за пудъ, изъ втораго 14 -15 коп. Съ наступлениемъ весны доставка камня изъ «Змеинки» производилась пароходомь «Пионеръ», купленнымь г. Кнорре у Шмотина и на плотахъ сплавомъ, сплавляли крестьяне по 60 р. за кубъ съ нагрузкой и выгрузкой камня. Съ обмелением Томи, доставка изъ "Змеинки" камня прекращена. Иаъ Бибеевскаго карьера доставка камня производится такъ: отъ карьера до ст. «Болотная» гужомъ но 7 к. за пудъ, а дальше къ мосту - поездами ж. д.

Бутовый камень и песокъ доставляется подрядчиками изъ ближаишихъ кярьеровъ, камень по 18 р. за кубъ, песокъ по 7 р. 50 коп. Рабочие помещаются въ вполне благоустроенныхъ баракахъ, семейные изъ нихъ построили отдельные за свой счетъ сараи, всехъ бараковъ 31; изъ нихъ 3 беаъ деревянныхь половъ, где помещаются приходящие поденщики. Tе рабочие, которые живутъ семьями, зарабатываютъ xopoшия деньги, бессемейные же почти все пропиваютъ, пьянство развито въ сильной степени; да и как не быть ему, коли съ того и другого боку по кабаку. Одинъ за рекой въ д. Поломошной, другой въ трехъ верстахъ оть стана. Какова польза этимъ roсподамъ отъ «ихъ симпатичных заведенгий», можно судить потому, что изъ получаемой ежемесячной суммы заработков въ среднемъ отъ 14 - 17 тысячъ руб., можно сказать наверняка, третья часть, остается въ мошнахъ этихъ «Разуваевыхь». Самый симпатичный народъ между рабочими - это плотники, трезвые, тихиe и отзывчивые на всe хорошее. Энергией и умелой рукой одного изъ служащихъ N и при помощи самаго г. Кнорре, который далъ безплатно леъ. устроенъ молитвенный домъ, который въ будущемъ предполагается обратить въ церковь, съ иконостасомъ и антиминсомь, теперь же въ немъ только совершаются всенощная, часы и молебны еженедельно, для чего изъ села Кулакова приглашенъ священникъ, которому платится за это 20 р. въ месяць. На помощь этому хорошему делу опять таки откликнулись рабочие, которые согласились ежемесячно изъ своихъ заработковъ жертвовать отъ 20 до 50 и больше копеекъ, даже итальянцы принимаютъ въ этомъ участие, такъ что за прошлый месяцъ, та кимъ образомъ, было собрано 82 р.; вотъ эти же paбoчие и настаиваютъ устроить церковь. По приблизительной смете маленькая церковь съ необходимой утварью и обстановкой будеть стоить 300 - 350 р. Вотъ теперь бы еще устроить что ни будь похожее на воскресныя чтения и подвижную народную библиотеку, сколько бы добра этимъ было привесено!...
Томский Листок, Четвергъ, 3 августа 1895 года.



Лавр Дмитриевич Проскуряков, автор проекта Красноярского моста



Евгений Карлович Кнорре, строитель Красноярского моста




Литейный мост в Санкт-Петербурге. Литография Фёдора Карловича Кнорре, инженера и архитектора, старщего брата Евгения Карловича.

Россия, крестьяне, видные полещуки

Previous post Next post
Up