Современным политическим оппозиционным трендом является повсеместно распространяемое убеждение, что ненасильственное, согласное с действующими законами, поведение оппозиции приведёт её к победе. Об этом неоднократно говорили и Зюганов, и Удальцов, и Яшин, и Немцов, и Навальный. В качестве аргумента часто приводится миф о победе ненасильственного сопротивления в Индии, якобы позволившего Махатме Ганди и его последователям добиться независимости Индии от Британии. Конечно, этот миф легко распространять в русскоязычной среде в силу недоступности многих источников, до сих пор не переведённых с английского языка. А жаль. Там можно найти много интересного.
Например, можно узнать, что кроме Ганди с англичанами боролась куча любопытных ребят, прибегавших к очень даже насильственным методам. В отличие от Ганди, они были сущей чумой англичан, отстреливая их чиновников то тут, то там. Причём, эти тут и там не ограничивались территорией Индии, и очень часто индийская бомба, пистолет или что похуже находили жертву прямо в центре Лондона.
[Spoiler (click to open)] Так, 1 июля 1909 года Уильям Хатт Керзон Уилли, помощник тогдашнего британского министра Индии, был убит в Лондоне Маданом Лал Дингрой, членом националистической организации "Индийский Дом" и студентом Лондонского университета. Дингру повесили через два месяца, а Скотланд Ярд и политическая полиция вынудили остальных членов Индийского Дома перебраться на континент, в частности в Париж. Но террор продолжился.
За 24 года до этого был основан Индийский Национальный Конгресс, достаточно мирная и вполне лоялистская организация, пытавшаяся с помощью выпускавшихся на английском языке статей в газетах и журналах расположить англичан к идее независимой Индии. Англичане читали, сопереживали индийцам, которых притесняело их правительство, пили чай и шли на работу. Ничего не менялось. Дела пошли быстрее с появлением Индийского Дома.
Один из основателей Индийского Дома Кришна Варна был поклонником идеи Спенсера о том, что "сопротивление насилию является не просто обоснованным, но и необходимым". После того как Кришна Варна бежал от преследования англичан в Париж, Индийский Дом возглавил Винаяк Дамодар Саваркар, поклонник другого философа - националиста Джузеппе Маззини, которого итальянские министры называли "главой всей убийц". Саваркар перевёл трактат Маззини об организации подпольной работы. Кроме того, в работе Саваркару очень помогал приобретённый им труд русского террориста Сафранского "Как изготовить бомбу".
Среди членов Индийского Дома были, в основном, наследники индийских капиталистов и другая золотая молодёжь. Философские занятия молодых людей чередовались с практическими занятиями по бомбометанию и методам нелегальной деятельности. Было налажено транспортирование оружия и нелегальной литературы в Индию. Вот некоторые примеры успешного применения знаний на практике на заре индийского терроризма:
1907 год - покушение на Сэра Э. Х.Л. Фрэзера, правителя Бенгалии. 1908 год - повторное покушение на Фрэзера. 1908 год - покушение на английский конвой в Муззарафуре двумя бомбистами. 1909 года убийство А.Т.М. Джексона, главы магистрата города Насика, провиция Бомбей. 1911 год - убийство Р.В. Эша, главы магистрата Тирунелвели. 1915 год - вооружённые восстания в Индийских подразделениях Британской Армии в Индии, Бирме, Сиаме и Сингапуре.
Теракты на территории Индии и других стран продолжались и после Первой Мировой Войны, вплоть до обретения Индией независимости в 1947 году. От рук индийских террористов, недовольных тем, что образование независимой Индии сопровождалось отделением от неё Пакистана, пал и сам Мохатма Ганди, сторонник ненасильственной оппозиции.