"Место встречи изменить нельзя" тридцать лет спустя.

Apr 17, 2017 04:36

Смотрела я недавно российский сериал, называется "Шелест" - это фамилия главного героя. Не досмотрела, меня серии на 4 хватило - дрянной сериал. Но он меня поразил до глубины души принципиальной сменой понятий - что такое хорошо и что такое плохо. На прямо-противоположные.
"Место встречи" помнят все, а кто не помнит, и не поймет о чем я пишу. Собственно весь фильм построен на споре-конфликте характеров и подходов обятельного капина Жеглова-Высоцкого, и занудно-правильного Шарапова-Конкина. А именно - можно нарушать закон во имя благого дела или нет. Можно ли подкладывать кошелек Кирпичу? На этом споре ведь ничего не заканчивается, а только начинается. Вся история доктора Груздева, которого подозревают в убийстве и Жеглов ведет дело к обвинению, не желая прислушиваться к фактам и искать другие версии - просто развернутая иллюстрация к этому спору. Спасают Груздева (Юрский) усилия Шарапова, и то что Фокс связан с бандой и нужен Жеглову, иначе он Груздева посадил бы. Но даже когда невиновность Груздева доказана, Жеглов не отступает - "наказания без вины не бывает", говорит он. Когда фильм только вышел, сомнений, кто прав в этом споре, не возникало. Шарапов ( не зря его играет положительный Конкин, сыгравший до этого Павку Корчагина, а Жеглова - отрицательный Высоцкий, ему вообще положительных ролей не давали). В книге "Эра милосердия" по которой снят фильм, позиции обозначены еще четче. И несмотря на то, что всем была очевидна позиция авторов, братьев Вайнеров (что думал по этому поводу Говорухин, я не уверена) в газетах появились возмущенные письма ветеранов МВД - "не было и не могло быть в нашей советской милиции такого сотрудника как Жеглов, нарушавшего социалистическую законность. Фильм позорит память, очерняет и т.д. И письма эти были искренние. Дело не в том, что происходило на самом деле в милиции в 46-м, время действия фильма или в 78-м, когда фильм был снят. Дело в общественном сознании, которое отражает не истинное положение дел, а то как должно быть.
- Вор должен сидеть в тюрьме, - говорит Жеглов, - и народу все равно как я его туда упрячу. Да я подложил Кирпичу кошелек в карман, но для кого я это сделал, для свата, для брата?
А Шарапов ему отвечает, что суд у нас народный, а Кирпича отпустил бы, и если закон поворачивать как удобно, то будет не закон, а кистень.
И народ в 78-м году, вопреки собственному желанию и огромному обаянию Высоцкого, соглашался с Шараповым - наказание должно быть законным, а не просто справедливым. Никто не воображал себя на месте Кирпича, а вот на месте Груздева мог оказаться любой.
Итак фильм этого года, полковник Шелест и молодой сотрудник фамилию не помню. Молодой стоит на страже закона как Шарапов. А вот Шелест... Думаю, что тех ветеранов МВД, писавших письма, хватил бы разом инфаркт с инсультом, если бы они увидели на экране такого милиционера. По сравнению с ним Жеглов - просто образец морали и законопослушности, ангел божий, а не человек. Шелест не просто бьет задержаных ( от души бьет, натуралистично), он вообще проблемами законности не заморачивается. Не чурается пыток, чтобы выбить признание, задерживает преступника ( слово "ордер" он произносит не иначе как с презрением, а в ответ на просьбу об адвокате отвечает "плохих фильмов насмотрелись"), приковывет его наручниками к какой-то трубе в подвале и стреляет ему в ногу, а потом бьет по ране. В другой серии, чтобы выбить из преступника признание, приставляет к голове его невесты, которая совершенно не при чем, пистолет, и все - преступник, девушка и даже этот условный "Шарапов" ( не помню как его в кино зовут) уверены, что он может выстрелить. Да и зритель, в общем, тоже. При этом Шелест - герой положительный, и мужик красивый, и начальник справедливый, и бескорыстен, и борется он с преступностью без всякой выгоды для себя. Его обожают его сотрудники, девушка, к голове которой он приставлял пистолет, его потом благодарит за то что он жениха ее, убийцу, посадил, бизнесмен, которому он по ходу бьет морду, чтобы выяснить не он ли заказчик убийства, тоже ему благодарен. В "месте встречи" есть начальник Жеглова, подполковник Панков, который стоит на страже закона и методы Жеглова не одобряет. В этом фильме тоже есть начальник, который полностью осведомлен о методах Шелеста, одобряет его и покрывает. У Шелеста есть враг, сотрудник службы собственной безопасности, который мечтает поймать Шелеста на нарушении закона и посадить. Только он все это делает не из любви или уважения к закону, плевать ему на закон, у него с Шелестом личные счеты, а сам он гнида последняя. Чем вся эта байда заканчивается, я не знаю, у меня не хватило терпения. Может быть кто-то и объяснит этому Шелесту, что закон все же существует, а может и нет, это в общем, не так важно.
Вектор развернулся на 180 градусов. От пылкой речи Жеглова осталось только "вор должен сидеть в тюрьме", и народу действительно все равно как его туда упрячут. От Шарапова остался сомнительный молодой человек, лично храбрый, толковый, но противный и необаятельный, который ради востановления законности стучит на своего начальника его врагу, а стукачей все герои фильма дружно ненавидят. Настучать это гораздо хуже, чем выстрелить в ногу подследственному - он ведь все равно преступник и должен сидеть в тюрьме, его не жалко.
Как я уже сказала - такие фильмы отражают не реальность, а представление о том, какой она должна быть. И от этого представления мне стало физически дурно и страшно. Вся из себя положительная героиня, девушка-оперативник, снисходительно объясняет новому "Шарапову" - что делать, законы у нас несовершенны, и по закону преступника поймать и уличить сложно, а Шелест всегда действует по справедливости, он не ошибается. Ну да, ну да, цель оправдывает средства, лес рубят-щепки летят, а вор должен сидеть в тюрьме. На возвращение в к сознанию 30-х годов потребовалось 30 лет. Хотя в 30-е пытки все-таки не афишировалсь.
Вот такие дела, малята.
(фильм не смотрите, говно, причем очень неприятное говно).

российское кино, Россия, размышлизмы

Previous post Next post
Up