Nov 04, 2024 09:07
Как-то так вышло, что читательский октябрь у меня вышел преимущественно фантастическим. Давненько столько фантастики подряд не читал.
Как водится, внутри себя весьма разнородной.
1. "Свет в окошке" Святослава Логинова. Я про этого фантаста не знал практически ничего, кроме как вроде бы соавторства с Ником Перумовым, ибо вообще русского фэнтези, кажется, не читал. На эту книжку вышел из какого-то дайджеста интересных вариантов послесмертия в фантастике, решил ознакомится. Что ж, потраченного времени не жаль. Сюжет не прям захватывающий, но описываемый мир послесмертия, где все живут, пока есть деньги, приходящие от воспоминаний живых людей (ну или полученные в рамках экономического обмена от других жильцов загробия), весьма интересен. На всё это накладывается философско-этическая позиция авторства в хорошо узнаваемом духе "нового русского атеизма" времен рубежа XX и XXI веков. И даже возникающий неизменно вопрос об истоках этого мiра, который явно не может быть изначальным, не мешает, ибо понятно, что это литературный текст, совсем другие задачи решающий.
2. "Жиды города Питера" АБСов. Лет несколько назад я как-то решил, что, наверное, уже никогда не вернусь к чтению Стругацких из-за произошедшей переоценки ценностей. Но упоминание уж не помню в каком контексте их перестроечной пьесы "Жиды города Питера" вызвало желание ознакомится - тем более, что она совсем короткая оказалась. Поздние Стругацкие да еще поздняя перестройка - идеальное сочетания для агрессивного мрачняка, правда же? И ожидания вполне себе оправдались. Очень злая пьеса о сопротивлении и непротивлении властному злу/злостной власти с вроде бы хэппи-эндом, еще большей безысходности нагоняющем. Диахронные и синхронные парарллели добавьте по вкусу. Есть еще и постановка её со Львом Дуровым (которую, кстати, АБС не смотрели, ибо "в театры не ходят") - может, погляжу. Отдельно отмечу, что в рамках "духа времени" в пьесе присутствуют и классики "русского рока" с негативно окрашенными описаниями особенностей их вокала.
3. "Малыш" братьев Стругацких. Ну и раз пошла такая пьянка, решил я, чего б и не перечитать, как давно хотел, "Малыша" тех же авторов? Читал давно, еще в школе, но по смутным воспоминаниям это была для меня едва ли не лучшая их книга, по крайней мере что касается архетипической научной фантастики. И тут ожидания оправдались: кажется, для меня (за других решать не буду) это действительно одна из лучших и притом необычных разработок темы Контакта в фантастике. В "Малыше" в меру и наглядности, и недосказанности - все очень натуралистично описано, а что касается реалистичности, то где объяснений нет, там они и не нужны.
4. "Дарвиния" Роберта Уилсона. Вышедший по-русски спустя четверть века после создания роман канадского фантаста привлек меня, конечно же, прежде всего названием. Отзывы на него были весьма противоречивыми, но все подчеркивали небывалось смешение жанров и некоторое запоздание русского издания, из-за чего его новизна стала казаться общим местом. Что ж - смешение жанров там, конечно, в полный рост: от возрождения фантастического жанра "путешествие в неведомые страны" и альтернативной истории через мистику к фантастическому боевику на фоне космологической НФ и привкусом киберпанка. Достоинство или недостаток эта мешанина - каждый пусть сам решит для себя, у меня неудовольствия это не вызвало, хотя и не прям восхищение, чересчур там объяснение происходящего наукообразно, в том смысле, что выглядит как перенасыщенный терминами текст, не сильно понимание дающий (и там это явно баг, а не фича) - я такого в студенческих работах начитываюсь... Ну а что касается названия... Да, есть там одна из вторичных тем, связанная со, скажем так, гносеологическими основания теории эволюции. Да, проработана она там неглубоко, так, несколькими штрихами, можно у пропустить, но sapeinti sat! Ну а буквально одно предложение в завершающей части, перекидывающее мостик аж к инвазионной биологии, конечно же, не могло не покорить меня)
проза,
литература,
фантастика