Этим летом нашла меня в Алексине книга "Рок в нескольких лицах" 1989 года с радостно сверкающим волосатыми подмышками советским металлорокером на обложке.
Автором значился Евгений Фёдоров. Первая мысль: "Ну ничего ж себе!" Но нет, предположения предсказуемо оказались неверны - под обложкой книги свои статьи перестроечных времен о некоторых представителях позднесоветской рок-сцены собрал некий журналист, писавший в менйстримные молодежные журналы. О том, что осмысленность издания таких текстов как книги в силу неизбежной "сиюминутности" материала как минимум спорна, честно говорит и сам автор, и написавший предисловие композитор Юрий Саульский.
Тем не менее, несмотря не первоначальный (и последующий) скепсис, книжку прочитал от начала до конца. Чем же она вообще сейчас может быть интересна? А тем, что изложенный там взгляд на позднесоветский рок далее практически не воспроизводился, победил взгляд иной, восходящий к "андеграунду". У автора постоянно прослеживается оппозиция "профессиональные группы" (приписанные к филармониям) - "любительские группы" (приписанные максимум к Ленинградскому рок-клубу), с определенной, пусть и не прямо ярко выраженной комплиментарностью к первым. И с сентенциями о том, что по-хорошему в нонешние перестроечные времена надо б, конечно, никого не запрещать, а всех приписать к филармониям и регулярно отправлять в зарубежные гастроли для обмена опытом с иностранными ансамблями. Собственно, всем взращенным на "русском роке" тут уже всё должно быть понятно: кто свой, а кто чужой, кто черный, а кто белый и что читать такое не надо, дабы не грешить и не портить карму (нужное подчеркнуть). Но давайте всё же относиться к этой книге как к историческому источнику:)
Оглавление книги тоже явно можно было бы использовать как игровое поле в дисциплине "Кто тут кого попсее".
Тем, однако ж, и интереснее: читать рассказы о перипетиях жизненного пути "Аквариума", "Алисы" и "Кино" несколько поднадоело к 2024 году, а вот про "Цветы" или "Динамик" - отдает определенной свежестью (хотя казалось бы, да?). Впрочем, если отставить первые впечатления, жанровый спектр представлен достаточно полно - от экспериментального джаз-рока до хеви-метала. Так что чего вам еще?
Впрочем, из моего описания может казаться, что автор намеренно обходит всех тех, кто потом войдут в канонъ (кроме "Машины времени" или там "Арии", к которым в этом плане у определенной части любителей есть вопросы, разве только к "Наутилусу" тут не подкопаешься, но он там смотрится несколько неожиданно) - есть тут и глава про... Подольский рок-фестиваль! Где, конечно, очень забавно смотрится описанное долгими намёками возмущение автора по поводу того, что Ревякин спел там в "Полонянях" "Эх, б..., занесли кони вороные". А про прибалтийские группы на фестивале "Юрмала" так вообще было для меня ново. И вообще наводит на мысли, что автор гораздо ближе, на самом деле, к ставшему традиционным взгляду "из подполья", да только в силу обстоятельств вынужден лавировать.
Еще, конечно, интересно читать с позиций знания о будущем всякие прогнозы автора по поводу дальнейшей судьбы упомянутых коллективов и музыкальных направлений - предсказуемо чуть менее, чем всё, не сбылось.
В общем, на удивление интересное оказалось чтение. А главное - своевременное, в том плане что лет ...дцать назад еще не было соответствующего ореола историчности.