(no subject)

May 06, 2021 08:04

Зашёл я тут на днях в хозяйственный за батарейками - и открылась мне бездна. Но обо всём по порядку

В этом магаине оказался маленький отдельчик, примыкающий к канцтоварам, где продавалось чуть-чуть познавательных книжек для детей.
Смотрела на меня обложкой с красным вирионом тоненькая "энциклопедия с развивающими заданиями" и грифом "соответсвует ФГОС" с название "Коронавирус и другие вирусы". "Подсуетились, но ничего удивительного," - подумал я.


Взял, стал листать. Книжка, видимо, адаптированная под "клиповое мышление" и вообще рассчитанная на младший школьный возраст", оказалась не только и не столько про вирусы, сколько вообще про всяких разных микробов - бактерий, протист (там именно так их склоняют), даже архей! Весь материал уложен в "100 фактов", у каждого есть заглавие и "расщифровка". Ну что, можно только поприветствовать. Даются коротенькие ёмкие факты, вполне для ЦА подходящие, как мне кажется: "Чтобы существовать, вирусам надо проникнуть в живую клетку и, перестроив ее работу, заставить производить свои копии" (это факт №53 "Жизнь при помощи "перестройки" живой клетки" в разделе "Опасные вирусы, бактериофаги и прионы". Или там факт №24 "Археи везде": "Археи - экстремалы, предпочитающие жить не только в солёных озерах (sic! употребление "ё" там непоследовательно), горячих вулканических источниках и на дне океана под многокилометровой толщей воды, но и в окружающей среде и даже в прямой кишке".

И вдруг - натыкаюсь на факт №80: "Дрожжи - тоже бактерии". В мозгу проносится: "Горите в Аду".

Ну и понеслось... Факт №4 Появление микробов. "Учёные до сих по не пришли к согласию по поводу появления жизни на планете. Кто-то видит в этом божественный замысел, кто-то думает, что споры бактерий были занесены из космоса то ли метеоритом, то ли пришельцами. А кто-то уверен, что они зародились сами в кипящем "бульоне", который представлял собой покрывающий землю (sic! со строчной буквы) океан, из их "запчастей" (орфография и пунктуация сохранена).

Больше откровенной ерунды не нашел, но много очень-очень неудачных формулировок, которые грозят непониманием. "Археи - это древнейшие микробы, дожившие до наших дней. Они возникли так давно, что даже не успели обзавестить ядром - очень важной частью большинства клеток" (а бактерии того, да?). "Вирусы и прионы - злейшие враги человека, однако на его защиту встают бактериофаги." (понятно ли из этого законченного текста без продолжения, что бактериофаги встают на защиту в борьбе с бактериями, а не вирусами?
"Даже сейчас, при наличии антибиотиков, каждый год люди гибнут от страшных инфекций. Раньше от чумы в Европе вымирали целые провинции. Также беды приносили оспа, холера, малярия и туберкулёз". Читается ли тут, что от оспы и малярии антибиотики тоже помогают".

Кстати, а кто же такие протисты? Во-первых, книжка сообщает: "Известно около 30 000 видов протистов. Они отличаются высокой способностью адаптироваться к разнообразным внешним условиям." Интересно, от кого отличаются? Перед эти читатель, если подряд читает, узнает, что "сложность борьбы с микробами заключается в том, что они очень быстро приспосабливаются к новым условиям существования" (факт № 72).
Книжка вообще про микробов в широчайшем смысле (пусть заглавие про "и другие вирусы" не вводит в заблуждение).
Но вернемся к объему таксона "протисты". Факт № 83: "Протисты - это водоросли, простейшие, шламовые плесени и другие микроорганизмы". Кто такие "шламовые плесени" - мне установить пока не удалось. Ну и пассаж про "и другие микроорганизмы" делает это определение примером того, как не надо вводить дефиниции.

Так, ну ладно. Мало ли сейчас шлаковой литературы. Даже с грифом "соответствует ФГОС". Бывший мой дипломник, ныне учитель биологии, сказал, что да, соответствием так и не пахнет (и можно даже жалобу в Минобрнауки подать, только из-за бюрократии "себе дороже выйдет"). И вообще, сказал он - интересно, как книжку вообще сертифицировали, ибо издающее ее ООО "Симбат" вообще-то игрушки производит.

Кто же автор сего творения. В выходных данных написано, что автор текста - некая "Наталья Владимировна Седова". Куда интереснее - оттуда же мы узнаем, что у книги был "научный редактор" - Пётр Волцит. Личность не самая неизвестная, он на ниве познавательной литературы для детей давно подвизается. Уже странно.
Но если перевернуть последнюю страницу, то сзади на обложке мы прочтем, что Пётр Волцит - это автор книги (там есть его фотка и информация о нём). А научным консультантом выступил, якобы, доктор биологических наук Игорь Яковлевич Павлинов, известный териолог и систематик (раньше у нас на кафедре вёл курс "Теории систематики", а у зоологов позвоночных и после вёл - не знаю, как сейчас).

В связи с этим встают новые вопросы - писали ли эти люди на самом деле эту книгу? Знают ли, на чем стоят их имена и портреты?

P.S. Обнаружил, что книжка с трудом ищется в интернете. И, кажется, это не единственное издание - в некоторых детских интернет-магазинах она обнаруживается с другой обложкой и еще одним "грифом": "РАЕН. Рекомендовано академиком Матвеевым Н.П." И там, у этого, издания, которое, кажется, более структурировано (судя по содержанию), в авторах значится та самая Н. В. Седова (тоже есть ее фото и инфа - она, оказывается, филолог, и работала во Дворце Пионеров), а редактором - П. Волцит. И про этого самого академика РАЕН Матвеева тоже есть инфа с портретом.
В общем, любуйтесь сами: на одном и том же сайте есть обе книги: рекомендованная профессором РАЕН и, видимо, нерекомендованная РАЕН, но, якобы, проконсультированная сотрудником Зоомузея МГУ (которую я видел).

Вот такие вот бизнес-планы у людей.

биология, случаи, наука, мизантропия

Previous post Next post
Up