Новости алексинской краеведческой библиографии, или К вопросу о дате основани Алексина

Dec 22, 2019 17:31

В прошлом году научный сотрудник Алексинского художественно-краеведческого музея Татьяна Федоровна Липницкая выпустила ограниченным, как водится, тиражом 100 экземпляров историко-краеведческую книжку «Митрополичий период в истории Алексинского края. 1-я половина XIV века: Документы. Комментарии».
За неприметным названием и не менее неприметной обложкой мне, однако, открылся практически остросюжетный текст - особо лихие повороты я даже коллегам-неалексинцам пересказывал!
Собственно, о чем речь - в XIV веке Алексин какое-то время (до начала 1390-х) был вотчиной митрополита Киевского и Всея Руси: купил его вместе с окрестностями его митрополит Пётр, а обменял на ростовскую слободку Всеславлю митрополит Киприан.
При этом митрополит Пётр умер в 1326 г. - и, соответственно, позже этого город купить не мог. И довольно долго именно эта дата (1326) считалась датой, от которой отсчитывается алексинская история. Даже относительно распространенная (и аж в Британнику попавшая) дата 1236 г. - это результат опечатки в одном энциклопедическом издании 1902 г.). Причем факт купли митрополитом Петром Алексина подтверждается несколькими документами XV-XVII веков, старейший из которых датируется 1483 годом. Так что точную дату основания Алексина эти источники нам не дают, но налагают верхнюю границу - 1326 г.
Однако же "первое упоминание в летописях" Алексина - это 1348 г., когда, согласно Никоновской летописи, наш город пострадал от ордынского хана Темира. Интересно, что этот источник - более поздний (начало XVI века), и более того, в достоверности его можно сомневаться (отмечу, что автор книги явно это не говорит). Нигде, кроме Никоновской летописи, это событие и близко не упоминается. Более того, 1348 г. - время относительно мирного сосуществования Руси и Орды, так что поход несколько неожиданен (есть версия, что был то какой-то бандит просто). Да и на митрополичьи земли не в татарских порядках ходить было (а Никоновская летопись называет Алексин "городом митрополита Петра"). Ну и в завершении, возможно, этот эпизод был написан не столько в исторических, сколько в назидательных целях - в рамках полемики иосифлян и нестяжателей призван был показать, что Церковь издавна землями владела и плохо было тому, кто на ее богатства позарится ("Темир Ордынский" был убит своими же в Орде по возвращении - Бог его так наказал).
Так что, настаивает автор, отсчитывать все памятные даты истории Алексина стоит именно с 1326 г. (всего шесть лет до 700-летия осталось, а всего ж пять лет назад 666-летие отмечали!).
Остросюжетность книге придает как раз-таки подробный разбор источников и еще более - история алексинской истории. Историографии, в смысле - как на протяжении времен вводились и выводились из оборота те или иные источники, откуда у чего ноги растут, какая полемика была в XX и XXI веках на эту тему. Написано очень живо - право слово, не ждал от этой книжки такого!
С удивлением узнал, кстати, что видное место в полемике принял в конце 90-х хорошо известный в узких кругах (и неплохо - в широких) культовый алексинский персонаж Товарищ Сухов, отстаивавший как раз-таки 1326 в пору, когда администрация 1348. продвигала.
Конечно, я не историк, источниковедения не изучал и не могу по достоинству оценить всю аргументацию автора, но выглядит все довольно-таки разумно. Надо будет, если будет время, ознакомится с обширной библиографией, приведенной в конце книги.

Алексин православный, история, наука, Алексин

Previous post Next post
Up