Как Рулье в зоологии сомневался

Nov 06, 2019 11:35

В комментариях к посту про мусульманских предтеч эволюционизма мне упомянули и главного русского "предтечу" - московского зоолога, палеонтолога и протоэколога Карла Францевича Рулье, сына нижегородских французских эмигрантов. В 1954 году АН СССР в серии "Классики науки" издала сборник его трудов, который даже в интернете есть.
Я же взял в библиотеке биофака - и внезапно зачитался! Благо подготовка курса "История эволюционной биологии" оправдывает и даже требует. В книге собраны и его монографии, и его научные статьи, и даже научно-популярные. Конечно, никакого "естественного отбора" он не видел, принимая прямое воздействие окружающей среды за главный фактор изменения видов и приспособления организмов - точка зрения довольно распространенная в то время.
Томину всю я не осилил, но могу сказать, что читаются работы более, чем полуторавековой давности прекрасно! Прямо зачитываешься. Язык Рулье этому тоже способствует, конечно же!

Но самый хит - это его программная статья "Сомнения в зоологии как науке" (название говорит о Рулье как о тролле) 1841 года. Ходил по энтомосистематикам и зачитывал отрывки:
"Человек, как существо, не могущее освободиться из-под влияния бесконечного разнообразия наружных деятелей, должен меняться наружно и внутренно: [...] и никто не почтет этих изменений достаточным для того, чтобы по видам творить новые виды и видоизменения (varietates) В роде человека. Животному же мы не позволяем иметь ни веснушки, ни облысеть, ни обеззубеть, ни захворать и пр. Лишнее пятнышко, бугорок, отверстие, присутствие или отсутствие волос, перьев, игл на животных различных классов почитаем мы достаточным для разграничения видов."

"Только изучив ее [всю сумму явлений, составляющих полную историю животного] вполне, имеем мы право решить о самостоятельности или нераздельности известного вида...На подобных ли основаниях, так ли мы везде и всегда утерждаем виды? Нет, мы поступаем обыкновенно гораздо легче: определяем вид по одной шкурке, по одному экземляру, даже не всегда живому, а набитому, не зная ничего о его органических изменениях и условиях, его переходных формах, его жизни и проч. и прибавляем только под конец описания: "чучело видел я в таком-то кабинете", или "единственный экземпляр этого насекомого сохраняется у того-то"

биология, наука

Previous post Next post
Up