Инжерены звука

Feb 03, 2015 16:13

В прошлое воскресенье в компании достойнейших людей в последний день ее работы посетил на Винзаводе выставку "Пионеры звука, посвященную истории электронной музыки преимущественно в нашей стране.
Скорее, речь там шла о началах этого явления: всякий пышный расцвет конца двадцатого века там никак не представлен. Зато представлены всякие пионеры, которые местами скорее предтечи навроде Льва Термена.
Много было и про первые звуковые фильмы: ведь запись звука была весьма тесно связана с тем, как еще звуки можно мастерить. Собственно, оттуда нынешние field recodings и часть нойза растут. В частности, на выставке в качестве экспонатов были представлены шумовые саундтреки первых наших звуковых фильмов.
Можно было и руками-ногами потрогать: впервые поиграл на терменвоксе и терпситоне (это такая площадочка в электромагнитном поле, которая преобразует в звук движения - тот же терменвокс, но для всего тела, а не только для рук). Хотя хотелось, конечно, побольше самим потрогать. А то вот экскурсовод запускал ритм-машину, например.

И понял я, что все эти люди, пионеры - были в весьма малой степени музыкантами. Они были скорее инженерами: их гораздо больше интересовало, что еще можно смастерить и собрать звукозаписывающее и звуковоспроизводящее, чем то, что именно через это можно донести до слушателя. Но как же их пёрло - это чувствуется во всей выставке, в цитатах, в афишках, в схемах...
И еще что меня поразило: насколько все эти звуковые музыкальные опыты 20-30-х годов были созвучны тому, что параллельно происходило в литературе и живописи. Ведь многие литературные и живописные опыты тех времен, с обилием программ, с интересам к форме как таковой (становящейся самой по себе содержательной) - это же, если подумать, тоже больше инженерия, чем искусство. Там гораздо интереснее "А вот еще можно так сделать!", чем "А вот еще это, что я чувствую/думаю, можно донести до слушателей/читателей/зрителей".

музыка, живопись, литература, история, мысли

Previous post Next post
Up