Красивейшие деревянные церкви в России стоят на Онеге, до многих из них нужно добираться на лодках, дорог нет, людей большую часть года тоже. Мы задались целью найти объекты для работы ближе, чтобы можно было собирать отряды в межсезонье, заодно и прогуляться захотелось. Ближайшим к Москве скоплением деревянных церквей оказался район озера Воже, к северу от Вологды. Первой целью было добраться до вымершего восточного берега озера, где, судя по редким указаниям, в бывшей деревне Тордокса сохранилась жуткого вида церковь 19 века. Фотографии этой церкви были все зимние, поэтому никак нельзя было понять ее состояния и причин очевидного крена на правый борт.
Сперва пришлось ехать по вологодскому грунтовому большаку, километров 50 от Вожеги, до крайней к озеру деревни Нижняя. Что именно нижнее в этой деревне узнать не удалось. Здешние топонимы чужому человеку непостижимы. Ясно, что они редко совпадают с указаниями на картах, но и в сознании самих жителей частенько не пересекаются. Чаще приходится ориентироваться на отмашку рукой - "туда идите" - и дальше по азимуту.
Умирающие дороги ничуть не менее живописны деревень, к которым они ведут. Болотца и леса напирают, и дорога превращается в тропинку, и ведет она...
Недавно премьер Медведев заявил, что в Москве должен быть дешевый и быстрый интернет. В самых отдаленных деревнях тоже должен быть! Можно возмущаться, кто и сколько украл, проведя телефонную линию на 5 км в лес, где никто не живет. А мне нравится - гудок идет, можно пожарных вызвать.
Самое досадное - идти, прийти и ничего не найти. Руины деревни с телефонной будкой за спиной, дорога ветвится, и есть ли церковь. Но все же есть, летом прошли бы мимо.
Церковь Вознесения Господня, вторая половина 19 века, классицизм и т.д., местная вологодская школа строительства деревянных церквей. Дело в том, что с 18 века на севере началось подражание каменному зодчеству - церкви стали обшивать тесом и красить в белый ("под камень"), стали делать более строгие формы, соответствующие каменной архитектуре. Здесь даже ввели даже имитацию колонн поверх теса и овальные фальшь-окна.
Удивительно услышать, но церковь, в хорошем состоянии: целая кровля, крепкая стропильная конструкция, отменный сруб, но... Еще до того, как ликвидировали здешний колхоз путем укрупнения, и вымерла деревня, церковь служила народному хозяйству в качестве тракторной мастерской. Загонять трактора внутрь придумали через пропил в алтаре - это ее и погубило, была нарушена связь между стенами. Все это с учетом болотистой почвы. Церковь поплыла, ее уже не спасти. Она еще может пригодиться для съемок фильма ужасов, ну и как живой музей "Ужасы большевизма".
Где же справедливость? Она рядом - кругом церкви ржавые остовы техники, которую в ней пытались ремонтировать, ну и за пригорком телефонная будка при мертвой деревне.
Напрашивается патетическое: "Сначала они превратили свои церкви в сараи, потом вымерли сами".
Честно, не жалко. Местным все равно, нас почему должно трогать. Здесь все говорят, что жизнь съеживается (в Архангельске такого не говорят, там, наверное, уже до предела съежилась). Лес вырубили, деньги увели, колхозы разорились, кто не уехал, все пьют и т.д. И совсем не трогает - вольному воля.
Перекусить, сфотографироваться... есть и настоящее дело в этой поездке.
Место называется Гридино-Тигино-Степаниха-Коневка-Никитинская-Песок. Одно из немногих живых сел в Вожегодском районе - в старину куст деревень, соединенных колхозным строительством, со школой, муниципалитетом и всеми благами. Я думаю, это и называется загадочной Русью - как живут, чем, зачем - ничего не понять. Но, кажется, в основном, все довольны. Есть фермеры, три пилорамы, где грязь, по традиции, по колено. Раньше была каменная церковь, но разобрали до основания, священника увезли на подводе, хотя был работящий и крестьяне любили его. По деревням стояло с полдюжины часовен. Из них остались три, советская власть использовала их под столовую и зал колхозных заседаний. Не так просто их найти теперь.
Вот первая, самая скромная, в Степанихе. Внутри небольшое открытие:
Это часовня в честь Дмитрия Донского, такие стояли в каждой деревне, их строили местные мужики на деньги, заработанные зимой на стройке в городах. В Гридино-Тидино все эти часовни на рубеже 19-20 веков расписал местный художник Соколов, его внучка живет в соседней деревне. Кажется, это направление называется народным примитивизмом. Сделано душевно. Обрывки остались только в одной часовне, которая была слишком мала для колхозного строительства. Фермер Николай давненько снял один обрывок, и сейчас передал его нам. Реставраторы из Свято-Тихоновского института заинтересовались, мало сохранилось таких произведений, обещали взяться за реставрацию. Но теперь задача, чтобы это все не легло на очередную пыльную полку. Для этого часовню нужно довести до ума и зажечь местных жителей...
Все же главной целью поездки была другая гридинская часовня - в честь св. Власия, 18 века. В 19 веке к ней сделали пристройку, а саму часовню обратили в церковь. Но пристройка не выстояла - вот-вот повалится на дорогу. Тут интересный факт - здание, которое на сто лет старше в прекрасном состоянии (сколько возможно при таком уходе), а позднейшая пристройка сгнила. Есть в Тидино-Гридино еще одна часовня, которую не стал фотографировать, 19 века, в 20 веке в ней проходили колхозные собрания, для этих целей снесли высокую крышу с куполом и поставили новую, неприметную. Новую крышу делали во второй половине 20 века, и вот тут настоящая археология - когда видишь наглядно пласты разного времени на одном объекте. Например, когда чинили египетскую пирамиду, сделанную из известняковых кубов, глиной вперемежку с галькой. Здесь то же - падение культуры строительства на примитивном объекте - двускатной крыше - поразительное. Ей лет тридцать-сорок, но состояние хуже, чем у двухсотпятидесятилетней на фото ниже. Не говоря уже про то, что половина гвоздей погнута. Отношение к ней самобытное. Сосед принял нас за покупателей: "Хороший дом можно из этого сделать!" - и радуется, добродушный как бы.
В часовне Власия сохранилась сложная потолочная конструкция, сруб крепкий, разве какие-то украли железо с одного ската крыши - для хозяйственных нужд. Но в деревне их порицают и рассказывают, что на сбивавшего крест в скором времени кирпич упал - архетипическая история.
Мнения разные. "Как хорошо, что вы приехали!" "Жаль, что приехали так поздно, лет десять назад, можно было бы спасти, а сейчас тяжело..." "Давайте лестницу принесу, и гвоздиков, заходите чай попить погреться"" Высказалась и пьянствующая молодежь: "Ничего не трогайте, она наша!"
Мы не послушались. Задачи проводить серьезные работы не было, но как-то стоило заявить о себе. К сожалению, шел дождь - крыша стала непроходимой. Поэтому поставили щиты на окна и вход. Фермер Александр обещал встретить нас весной, собрать народ на работы, тогда можно будет и крышу залатать. А дальше - долгая работа с вожегодским священником, муниципалитетом и пр. Но восстановится, потихоньку.