Статья А.Б. Бодэ "Деревянные церкви в окрестностях Вельска"

Oct 02, 2012 20:04



(Никольская церковь, деревня Гридинская)

В русском деревянном зодчестве XVII - XVIII вв. мы видим яркое проявление местных храмостроительных традиций. Их локализация обычно соответствовала единым крупным водным системам, например, Онежскому озеру, бассейнам рек Онеги, Северной Двины. На меньших территориях, образованных притоками крупных рек или небольшими озерами, также развивались собственные архитектурные особенности.



Поважьем называют земли, омываемые рекой Вагой - одним из значительных притоков Северной Двины. Вага берет начало на севере современной Вологодской области, течет прямо на север и впадает в Двину в ее среднем течении. В деревянном культовом зодчестве Поважья также сложились свои местные традиции. Они, безусловно, перекликаются с архитектурными особенностями северодвинских храмов, но вместе с тем отличаются и собственными индивидуальными чертами.

В обобщающих работах по деревянному зодчеству представлялись отдельные поважские деревянные церкви. Однако нет ни одной публикации, специально посвященной деревянной культовой архитектуре Поважья, - край словно выпал из поля зрения исследователей. Создается впечатление, что в Поважье, в прошлом богатом деревянными постройками, памятников деревянного зодчества почти не сохранилось. Действительно, в течение ХХ в. здесь произошло много утрат, но тем не менее, и сейчас остается немало памятников, очень интересных по своей архитектуре и заслуживающих самого пристального внимания.

Например, в Шенкурском районе деревянные церкви XVIII в. имеются в деревнях Литвиново, Демидовская, Усть-Пуя. Эти памятники находятся в аварийном состоянии, утратили свои завершения, поэтому внешний вид их невыразителен. Они нуждаются в изучении и неотложном проведении консервационных и противоаварийных работ.

Ряд церквей сохранился и в среднем Поважье - в окрестностях Вельска. Их в целом несколько больше, чем под Шенкурском, и степень их сохранности позволяет более наглядно представить особенности деревянного зодчества Поважья. Хотя проблема сохранения и этих храмов стоит не менее остро. В настоящей статье мы рассмотрим деревянные церкви, сохранившиеся в окружности Вельска, и остановим внимание на их характерных особенностях.

Еще в конце XIX в. один из первых исследователей деревянного зодчества В.В. Суслов, проезжая поселения Поважья, отмечал, что здесь встречаются церкви с основанием в виде восьмерика на четверике и завершающиеся луковицеобразным покрытием и одной главой. Действительно, строительство подобных храмов составляет самую яркую поважскую традицию. В окрестностях Вельска имеется четыре подобные церкви, правда, в разной степени сохранности.



(Храм пророка Божия Илии, деревня Ростовская)

Самая ранняя из них - Ильинская церковь 1756 г. в деревне Возгрецовская (село Ростовское) расположена на левом берегу реки Вель в 7-8 км от устья. Этот памятник давно обращал на себя внимание, но так и остался практически не изученным. В плане здание образует структуру, состоящую из нескольких разновеликих объемов: четверик молитвенного помещения, пятистенный алтарь, широкая трапезная, притвор с лестницей. Основной четверик завершается повалом, отделяющим нижний сруб от вышележащего восьмерика. В интерьере четверик и восьмерик образуют единое трехсветное пространство, перекрытое дощатым подшивным куполом. Внутри сохраняется каркас иконостаса стоечно-балочной конструкции с отдельными прихотливо изогнутыми деталями. Снаружи стены церкви покрыты позднейшей обшивкой, луковицеобразное завершение и главка имеют металлическое покрытие.

Внутри церкви можно обнаружить немало следов строительной истории памятника. Помещение, которое мы назвали трапезной, на самом деле похоже не на трапезную, а скорее на паперть, т.к. оно растянуто поперек здания и при этом достаточно узкое. В его юго-восточном углу имеется заложенный проход, который вел на галерею, располагавшуюся вдоль южной стороны основного четверика. Эта открытая галерея зафиксирована на рисунке В.В. Суслова. С северной стороны четверика тоже была галерея, куда вел дверной проем прямо из молитвенного помещения. На южной стене четверика в простенке видна часть заложенного первоначального окна. Позднейшей пристройкой является притвор, сделанный на месте разобранного крыльца с открытой лестницей.

Однако рисунок В.В. Суслова фиксирует все же не первоначальный облик здания, а, видимо, его второй строительный этап. Об этом свидетельствуют следы иного, чем изображено на рисунке, расположения окон на южном фасаде. Очень интересна зафиксированная на рисунке роспись стен геометрическим орнаментом. И.Н. Шургин полагает, что она была сделана не по обшивке, а прямо по стесанной поверхности стен. Правда, убедиться в этом можно, только раскрыв стены от обшивки.

Церковь находится еще в относительно неплохом состоянии. По крайней мере, основной четверик и алтарь более или менее защищены уцелевшей металлической кровлей. В значительно худшем состоянии трапезная-паперть, кровля которой повреждена, и от этого стены в углах сильно прогнили.

Следующий рассматриваемый нами объект находится в деревне Никифорово, которая расположена в 10 км от Вельска на берегу небольшой реки Пежмы, так же как и Вель, впадающей в Вагу. Это церковь Рождества Богородицы 1767 г. Решение ее основного объема и алтаря аналогично церкви в Ростовском, главное отличие заключается в том, что ее трапезная по ширине равна основному четверику. Памятник находится в крайне аварийном состоянии. Покрытие основного сруба давно провалилось внутрь и вместе с упавшим иконостасом превратилось в груду развалин. Покрытие алтаря почти разрушилось, но по его остаткам понятно, что оно было пятискатным, сделанным сразу под настил металлической кровли. Стены основного сруба угрожающе покосились. Лучше всего сохранилась трапезная, покрытая обветшавшей тесовой кровлей. Притвор, отчетливые следы которого имеются на западной стене трапезной, в настоящее время утрачен.

Вид церкви до происшедших разрушений представлен на фотографии второй половины ХХ в., имеющейся в Вельском краеведческом музее. Видно, что храм имел луковицеобразное одноглавое завершение, покрытое железом. Стены здания обшиты досками и, как сейчас еще можно заметить, были окрашены охрой. На повалах четверика и восьмерика была незамысловатая роспись в два цвета, изображающая как будто подвеску из ткани.

Сейчас обшивка во многих местах утрачена и обнаруживает под собой свидетельства переборки здания и следы более ранних строительных этапов. Больше всего их на трапезной. На южной стене имеется след от первоначального небольшого косящатого окна в виде затесок на бревнах сбоку от обрамления существующего окна. Этот след позволяет установить высоту и, приблизительно, ширину первоначального окна. На западной стене прочитываются следы от крыльца последнего строительного этапа и некоторые следы более ранних элементов. Например, вертикальные пазы на торцах бревен указывают, что к западной стене примыкала галерея. Также имеется заложенное прорубное окошко, подобное тем, что делались для наблюдения за службой из трапезной или с галереи. Однако оно находится низко и явно не на своем месте. Под свесом кровли видны следы от куриц - элементов безгвоздевой конструкции покрытия. Внутри на западной стене сохранились врезки от потолка из досок или плах, уложенных внахлест по балкам. Многие бревна трапезной при переборке оказались не на своих первоначальных местах. Это особенно заметно по внутренней стеске стен.

На южной стене основного четверика в местах, открытых от обшивки, мы видим еще более запутанную картину. На одном из бревен обнаруживается след от сдвоенного косящатого окна с гнездами, куда вставлялись вертикальные колоды. Хорошо сохранились сложные затески в углах бывшего проема, по следам определяется сечение боковых и центральной колоды. Правда, здесь сруб включает большое число новых вставок, причем очень грубо подогнанных. Очевидно, что сруб собирался сразу под обшивку. Следовательно, эта переборка производилась на последнем строительном этапе, видимо, в середине - второй половине XIX в.

Тем не менее, общие формы памятника, по-видимому, восходят к первому строительному этапу. Внутри в верхней части основного сруба мы видим тщательную стеску стен топором, плавные затески в углах. Новые вставки сосредоточены в местах, где устроены большие окна. Вероятно, это было сделано потому, что старые окна оказались во вновь образовавшихся простенках и ослабляли конструкцию стен.

Рядом с деревянной церковью в Никифорове раньше стояла и каменная Богородицкая церковь 1846 г. с престолами Рождества Богородицы, Николая Мирликийского и Димитрия Ростовского. Храм был разрушен в советское время, и сейчас его место обозначено лишь возвышением с россыпями битого кирпича.



(Храм Рождества Пресвятой Богородицы, в деревне Никифорово)

Никольская церковь 1790 - 1792 гг. в деревне Гридинская (Григорово) отдалена от Вельска примерно на 60 км. Деревня находится в стороне от основных дорог на берегу маленькой речки Елюги. Общее архитектурное решение памятника по существу такое же, как и церкви в Никифорове, но вся постройка поднята на подклет. В связи с этим было устроено высокое крыльцо, расположенное по продольной оси с западной стороны. От него сохранились только выпуски бревен, поддерживавшие верхнюю площадку, один резной столб, а на стене - следы от двухскатного покрытия. Широкий вход в церковь обрамлен пятью массивными колодами. Стены здания имеют обшивку; кровли алтаря, трапезной, полиц - металлические, но на луковицеобразном завершении сохранилось старое покрытие лемехом со следами окраски в зеленоватый цвет. Имеются старые фотографии, сделанные во второй половине ХХ в., где церковь запечатлена с утраченными ныне деталями крыльца.

В тех местах, где утрачена обшивка стен, видно, что высокие окна имеют косящатое обрамление с выразительными крутыми затесками. Похоже, что окна не растесывались. При обследовании чердака трапезной выяснилось, что на верхних венцах имеются следы куриц, и в качестве основы для металлической кровли использовано много кровельных дороженых досок, окрашенных суриком. Несомненно, близко к первоначальному покрытие основного объема. Видно, что оно ремонтировалось, т.к. в верхней части лемех более поздний с гладкими краями, а в нижней части, защищенной от прямого попадания осадков, более старый - с городковой порезкой.

Обращает на себя внимание решение завершающей части церкви в Гридинской. На большинстве деревянных храмов шея под главкой является обязательным элементом. Здесь же под главкой шеи как таковой нет, луковицеобразная восьмигранная пучина плавно подходит к основанию главки. Примерно так же, но с чуть более выраженной шеей был устроен верх церкви в Никифорове. Эту особенность мы в дальнейшем отметим и на некоторых других объектах.

Церковь в Гридинской, видимо, прошла три строительных этапа. Причем основные ее формы оставались неизменными, переделывалась главным образом кровля и отдельные элементы. Облик второго строительного этапа зафиксирован на рисунке В.В. Суслова, где стены церкви еще открыты от обшивки, а кровля полностью деревянная. Однако замечаем, что на рисунке кровля на трапезной без потоков и куриц. Главка покрыта железом. Высокие окна по размерам похожи на те, что существуют сейчас. Ограждение крыльца и лестницы сделано из тонких балясин. Первый ремонт, наверное, мог быть примерно в середине XIX в., когда обветшала кровля и элементы крыльца.

Относительно того, какой была церковь на первом строительном этапе, мы можем убедительно сказать только то, что кровля трапезной была безгвоздевая по потокам и курицам. По-видимому, были иными декоративные детали крыльца. По крайней мере, не похоже, что резьба, сохранившаяся на единственном столбе и зафиксированная на рисунке В.В. Суслова, была сделана в конце XVIII в. Наверняка, за столетие существования здания переделывалась лестница, ее ограждение и нижняя площадка. Сохранившиеся высокие окна могут быть как первоначальными, так и появившимися на втором строительном этапе. То же самое можно сказать и о покрытии главки железом. Не всегда можно однозначно утверждать, что покрытие металлом глав деревянных церквей - явление позднее. Есть сведения, что главы обивались железом и в XVII в. Вероятно, ко второму строительному этапу относятся нижние ряды городкового лемеха на пучине.

Последняя реконструкция была сделана в конце XIX или в начале ХХ в. К этому времени относится обшивка стен, устройство металлических кровель, замена лемеха на верхней части луковицы. На крыльце вместо балясин было сделано глухое ограждение из широких вертикально поставленных досок, которые можно увидеть на старых фотографиях.

Никольская церковь среди других памятников деревянного зодчества в окрестностях Вельска находится в наилучшем состоянии. Здание церкви еще сохраняет достаточную прочность, проблемы, как обычно, заключаются в разрушении кровли. В последние годы в Гридинской ведутся инициативные работы по сохранению памятника с участием руководства Вельского краеведческого музея, сельской администрации, московских волонтеров и местных жителей.

Село Козловское (Ракуло-Кокшеньгское) расположено на берегу реки Кокшеньги примерно в 40 км к востоку от Вельска. Здесь сохранилась Воскресенская церковь 1791 г. Обладая аналогичной с другими рассмотренными памятниками общей структурой и формой завершения, эта постройка выделяется очень большими размерами. В церкви было три престола - Воскресения Христова, Феодора Стратилата и Пророка Илии. Здание, кроме того, поднято на высокий подклет, имеет значительную ширину, соответственно большое молитвенное помещение, трехчастный алтарь со сложной многогранной восточной стеной. Боковые стены основного сруба, алтаря и трапезной выстроены в одну линию, что еще более усиливает ощущение монументальности здания. Воскресенская церковь имеет позднейшую обшивку стен и покрыта железом. Вероятно, что раньше на второй этаж вела открытая лестница, а существующий ныне вход через подклет был устроен при реконструкции. Тяжеловесное, напоминающее купол завершение храма в последние годы начало разрушаться, хотя стены стоят относительно прямо.

Памятник за свою историю претерпел, судя по всему, два поновления. Последнее, известное по документам, произведенное в 1908 г., включало обшивку тесом стен снаружи, обтяжку холстом внутри, покраску и возобновление позолоты на иконостасе. На фотографии, сделанной до этого ремонта, можно увидеть необшитые стены, низкое, но иной, чем сейчас, формы крыльцо, и ныне утраченную главу. Устройство металлической кровли и, возможно, реконструкция входа были сделаны раньше, скорее всего в середине - второй половине XIX в.

Известно, что рядом с Воскресенской была еще одна деревянная церковь, разобранная в 1886 г. Материал был употреблен для строительства школы. На фотографии 1908 г. можно увидеть и каменную Покровскую церковь 1849 г. с приделом Афанасия Александрийского.

К сожалению, памятник до сих пор остается практически не исследованным. Сейчас местные жители сами стали ремонтировать церковь теми силами и средствами, которыми они располагают.

Перечисленный ряд сохранившихся храмов в окрестностях Вельска можно завершить Успенской церковью, стоящей в самом городе на кладбище. Строительство ее было начато в 1793 г. В ее основе восьмерик на четверике, завершенный восьмигранной пучиной с одной главой. К нему примыкают пятистенный алтарь и широкая трапезная. Два придела - южный Николая Чудотворца и северный - Симеона Столпника и Кирилла Белозерского, располагавшиеся в трапезной, были освящены в 1795-1796 гг. Освящение основного престола относится к 1803 г. Главки на постаментах, возвышавшихся над крышей трапезной и над покрытием алтаря, существенно обогащают архитектурное решение церкви, придавая ей городской облик. С западной стороны вплотную была поставлена высокая колокольня, завершавшаяся куполом со шпилем. До настоящего времени она не сохранилась.

Ремонт, вероятно, не первый, проводился в 1910 г. Памятник уже в наше время был в очередной раз поновлен. Сейчас здание имеет новую кровлю и обшивку стен, но в общих чертах сохраняет свои исторические формы и используется по своему назначению.

Рассмотренные памятники, несмотря на аварийное состояние некоторых из них, представляют значительную группу построек, ярко представляющих местные архитектурные традиции Поважья XVIII - начала XIX вв.

В числе утраченных аналогичных объектов, расположенных не только близ Вельска, но шире - по всему бассейну Ваги, можно назвать Петропавловскую церковь 1791 г. Покровского Верхнепаденьгского прихода, Никольскую церковь 1791 - 1800 гг. Олюшинского прихода (ныне деревня Слудная), Благовещенскую церковь 1796 г. Троицкого прихода Шенкурского уезда, Никольскую церковь 1799 г. в селе Верхняя Паденьга и другие.

Распространение церквей с основанием в виде восьмерика на четверике и луковицеобразным покрытием охватывает не только Поважье, но и среднее течение Северной Двины. Большинство объектов датируется второй половиной XVIII - началом XIX вв. Это Знаменская церковь 1762 г. в селе Кицкое, Никольская церковь 1793 г. в селе Ваймуга, Власьевская церковь 1795 г. в селе Тулгас, Богородицкая церковь 1808 г. в селе Заячеричье Тотемского уезда и другие. Сейчас сохранилась в аварийном состоянии только церковь в Тулгасе. Ее луковицеобразный верх обрушился совсем недавно. Есть подобные постройки, относящиеся и к первой половине столетия. Среди наиболее ранних известных примеров Введенская церковь 1717 г. в селе Пингишское Холмогорского уезда, Иоанно-Златоустовская церковь 1733 г. в селе Березницкое Шенкурского уезда. Однако строительная история этих церквей не изучена, и сами они давно утрачены. Поэтому не исключено, что луковицеобразное завершение появилось на них в результате реконструкций.

На основании исторических описаний можно еще более расширить круг рассматриваемых построек за счет церквей Жаровского и Спас-Боровинского приходов. Жаровская Петропавловская церковь датируется 1705 г. Из ее описания однозначно следует, что основной объем состоял из четверика и на нем двух восьмериков, завершенных «куполом осьмигранным с главою». Подобное ярусное решение заставляет вспомнить Никольскую церковь погоста в селе Верховье Тарногского района Вологодской области. Сретенская церковь 1766 г. в Спас-Боровине по величине и общему решению, видимо, напоминала ракуло-кокшеньгский храм. Здание было двухэтажным, имело основание в виде восьмерика на четверике с «кумполом» и двухчастный алтарь.

Вообще относительно происхождения формы луковицеобразных покрытий в деревянном зодчестве Севера высказывались И.Э. Грабарь, В.В. Суслов, М.В. Красовский, полагая, что они появились под влиянием украинского зодчества. Однако эти предположения не конкретизировались, и специальных исследований не предпринималось. Мы попытаемся представить новые рассуждения о распространении луковицеобразных покрытий в деревянном зодчестве Поважья и Северодвинского поречья

Кроме перечисленных деревянных церквей типа «восьмерик на четверике» луковицеобразное покрытие имеется на восьмигранной в основании Никольской церкви в селе Зачачье. В силу величины восьмерика покрытие Никольской церкви отличается наибольшими размерами. Эта церковь стояла в Емецком остроге, но в 1687 г. была перевезена в Зачачье. Очевидно, что первоначально она имела шатровое завершение. Считается, что луковицеобразное покрытие храм получил после того, как в 1748 г. здание было повреждено в результате удара молнии. Церковь была воссоздана в новом материале в 1909 г., сохранив при этом свои основные формы, и таким образом, дошла до нашего времени.

Результаты архивных изысканий, проведенных Е.Б. Заручевской, позволяют по-новому взглянуть на строительную историю церкви в Зачачье. На основании анализа исторических документов исследовательница делает вывод, что при пожаре в середине XVIII в. церковь получила незначительные повреждения, и верх ее не перестраивался. Следовательно, его луковицеобразная форма могла появиться в 1687 г. Приводятся сведения, что при переносе церкви предписывалось не делать шатрового завершения, что, по-видимому, и было выполнено. Самое удивительное - упоминание о том, что после переноса храма из Емецка он завершался пятью главами. В 1727 г. они были удалены, как указывается, из-за протечек.

Если принять версию Е.Б. Заручевской, то Никольская церковь оказывается самым ранним известным примером использования луковицеобразного верха, причем в сочетании с пятиглавием, примеров чего мы не находим больше нигде. В пользу этого может свидетельствовать и местоположение рассматриваемого объекта.

Зачачье находится недалеко от устья реки Емцы - небольшого притока Двины, берущего начало близ Онеги. Издревле по Емце проходил водно-волоковый путь, связывавший Поонежье и Северодвинское поречье. Кроме того, в XVI - XVII вв. почти весь район течения Емцы входил в территорию Каргопольского уезда, что предопределяло его тесные связи с Поонежьем. Одной из ярких характерных особенностей поонежских деревянных церквей было устройство кубоватых завершений - сомкнутых четырехскатных форм, по очертаниям напоминающих бочку. Верх церкви в Зачачье имеет точно такой же силуэт, но только он восьмигранный в плане соответствии с формой основания.

Учитывая связь Поонежья и Северодвинского поречья по Емце, очень похоже, что новое покрытие Никольской церкви было репликой кубоватых завершений онежских церквей применительно к широко распространенной на Двине восьмигранной форме плана. Но если боковые четыре главы, размещавшиеся на ребрах куба, были защищены от стока атмосферных осадков за счет скатов, то основания боковых глав на восьмигранном покрытии оказывались подверженными непосредственному воздействию влаги, вследствие чего и были удалены на зачачьевской церкви. В дальнейшем все более поздние церкви с луковицеобразными завершениями, насколько нам известно, имели только одну главу.

О значении связи Поонежья и Северодвинского поречья по Емце для распространения архитектурных традиций свидетельствует и то, что в конце XVIII в., когда луковицеобразные одноглавые завершения широко распространились в Поважье и на средней Двине, подобное решение появляется и на средней Онеге. Это Никольская церковь в 1792 г. селе Шелекса, расположенном близ верховьев Емцы. Более ранний пример распространения на Онеге северодвинских традиций представляет покрытие Благовещенской церкви 1719 г. в деревне Пустынька. Бочка, завершающая эту церковь, покрыта городчатым лемехом - материалом, характерным для северодвинских построек, тогда как бочки на остальных поонежских церквях имели покрытие гонтом.

Предположение о влиянии поонежских традиций на формирование решений, характерных для храмового зодчества Поважья небезосновательно, однако не исключает и другие версии. Украинские влияния - нередкое явление в русской архитектуре второй половины XVII в., а в провинции - и XVIII в. Оно заметно в постройках столицы и городов среднерусских земель. Известно, что особенности, свойственные украинскому церковному зодчеству, получили широкое распространение в Сибири в связи с тем, что священники были выходцами с Украины. Деревянных церквей в Сибири сохранилось мало, но исторические изображения панорам Якутска, Енисейска, Тюмени, Томска свидетельствуют о частом использовании в церковной архитектуре луковицеобразных завершений. Это обстоятельство настойчиво напоминает и о возможности украинских влияний на Русском Севере.

Наверное, было бы более корректным предполагать совокупность влияний. Формы завершений, использовавшиеся в архитектуре церквей Украины, сродни луковицеобразным куполам русских храмов, и легко могли соединяться с их архитектурными решениями. Происходить это могло параллельно в русле общего стремления к декоративности и усилению пластики верха, характерного для архитектуры второй половины XVII в.

В архитектуре Поважья и среднего Северодвинского поречья XVIII в. эти тенденции проявлялись по-разному. Например, церковь Иоакима и Анны 1726 г. в селе Моржегоры имела шатровые завершения не полностью прямоскатные, а с зауженной поджатой нижней частью. Соединение шатра с пучиной мы видим на старинном рисунке церкви Фрола и Лавра 1753 г. Федорогорского прихода Шенкурского уезда. Отсюда исходит предположение, что восьмигранные луковицеобразные покрытия могли появиться и сами собой путем искривления скатов обычного шатра по форме бочки. Наиболее усложненное решение верха имела Трехсвятительская церковь 1783 г. в селе Богословское Шенкурского района. Три последовательно уменьшающиеся пучины с одной стороны демонстрируют максимальную пластическую насыщенность верха, с другой - по образовываемому ими силуэту напоминают шатер.

Пятискатная криволинейная форма, по очертаниям напоминающая бочку, а по сути - половина луковицеобразного покрытия, иногда использовалась в качестве покрытия алтарных прирубов. Примеры того: Никольская церковь 1727 г. в селе Ратонаволок, Васильевская церковь XVII - XIX вв. в селе Чухчерьма и другие. Ареалы распространения подобных покрытий алтарей и луковицеобразных церковных завершений близки друг к другу, но первый несколько сдвинут на северо-восток.

Разнообразное, разновременное и географически разбросанное применение криволинейных покрытий свидетельствует об общей тенденции к пластическому усложнению завершений, свойственной деревянному зодчеству Севера второй половины XVII - XVIII вв. Таким образом, появление луковицеобразных восьмигранных завершений органично вписывается в общее русло развития деревянного зодчества.



(Реконструкция храма Рождества Пресвятой Богородицы в д. Никифорово

Бодэ, Реставрация, статья

Previous post Next post
Up