Буквально год назад эти маршруты были видны только на спутниковых картах, а сейчас даже Яндекс их отрисовал, на сколько прогресс не стоит на месте и туризм как двигатель прогресса =)
В паре с отменой обязательного пропуска для россиян для проезда по дороге Цори - Цой-Педе это дает красивый и достаточно легкий маршрут вдоль главного Кавказского хребта как минимум от Приэльбрусья с Бермамытом до Шалбуздага.
В 2020-м прокатились по Кавказу, и тогда нас завернули при прлопытке пройти от Цори до Цой-Педе. На утро мы сгоняли за Макажой до точки откуда были видны уже нормально накатанные дороги по Чечне до Нохчи-Келой и довольные результатом поехали катать по Дагестану, собственно именно это и давало мне уверенность в том что этот маршрут проезжаем.
Собственно в этом году этот маршрут был пройден как минимум тремя группами
есть еще альтернативный более грунтовый маршрут
Но это не единственный проход из Дагестана в Чечню, за зиму нашел еще парочку от Ансальты в Бути и из Агвали в Кири(яндекс их тоже уже отрисовал). Плюс за прошедший год отстроили асфальт от Шатой до Шарой.
это повод поехать новым маршрутом Ансальта - Шарой - Цой-Педе - Цори
От Ансальты до Кири отличная грунтовка местами превращающаюся в колею и на всем протяжении только два потенциально засадных места
Примерно в середине есть глиняный участок, который в дождь будет веселым
Ближе к Бути очень узкий и крутой серпантин штопором падающий вниз - пока зацеп есть все ок, но в дождь места под поскользить лишних пару метров места не будет =)
В Шарое свежеотстроенный башенный комплекс и дальше шикарная дорога с видом на хребет за которым
Грузия и так полюбившееся нам Омоло. лавочка раздумий
В Итум-Кале целых две заправки, не самые новые и современные, но не из бочек и уже хорошо.
Рядом Ведучи до которого мы так и не смогли дозвониться, но надо будет вернуться, говорят отличный отель.
А дальше дорога вьется по ущелью до Цой-Педе, мы там распивали чаи с пасечником Шахидом (это имя, нормальное обычное имя) - он угощал нас чаем с медом, так он рассказывал, что в этом ущелье свой климат, из серии весна раньше, зима позже, лето суше и прохладней - он как раз в сентябре там и стоял.
две башни Цой-Педе
серпантин на перевал
От Цой Педе до Цори дорога была открыта по паспортам все лето, в сентябре ее начали расширять и отсыпать - серпантин вверх уже отсыпан на пятерочку, хочется верить что остальную часть полностью закончат к августу-сентябрю - самымому клевому времени на Кавказе.
Весь этот в основном грунтовый маршрут через Чечню объединяет маршрут от Эльбруса до Шалбуздага в единый по большой части грунтовый и очень красивый маршрут со множеством перевалов, в том числе самый высокий автомобильный Школьный с видом на Безенгийскую стену, мимо Мидаграбинских водопадов, боевых башен Ингушетии и Чечни (кстати рекомендую сайт openkavkaz.com там шикарные фото и карта башен) и дальше по красотам Дагестана.
Черновой вариант, который можно улучшать практически до бесконечности накидан на карту здесь.Добавил трек двадцать первого года от Сулацкого каньона до Аргунского ущелья.
PS: встречные атв-эшники рассказали как можно по руслу реки объехать асфальтовый кусок от Лескена до Чиколы, но это совсем другая история =)