Этим летом в новостях появилась информация о том, что в Нижнем Новгороде с сентября будут введены в обращение билеты на общественный транспорт, действующие повременно. Анонсировалось введение суточного билета, а также билета, действующего в течение полутора часов, позволяющего совершить неограниченное число пересадок между маршрутами.
Ближе к сентябрю были обозначены цены -
суточный билет - 90 рублей,
билет на 70 минут - 20 рублей (что соответствует цене обычного разового билета)
Начинание верное. Такая схема используется много где, в частности, в Москве. Там есть суточный безлимитный билет за 210 рублей, и билет "90 минут", позволяющий совершить одну поездку на метро и неограниченное число пересадок на наземном транспорте. Суточные билеты удобны при необходимости совершения большого количества поездок в течении дня, это актуально, например, туристам и командированным.
Отметим, что вышеупомянутые билеты в Москве можно купить в любой кассе метрополитена. Они оформляются на обычные одноразовые RFiD-карточки, как и другие билеты (1-2 поездки, "90 минут" и.т.п.).
Вернемся в Нижний Новгород. В начале сентября в троллейбусах и трамваях появились объявления о новых вариантах проездных билетов и тарифах. В них были указаны новые билеты - как раз суточный и "70 минут".
(Обратите внимание - 70минутный билет действует только в наземном электротранспорте. Автобусы и метро он не включает)
Мы с друзьями как раз ехали по делам в Нижний Новгород, и спросили у кондуктора в троллейбусе насчет нововведений - оказалось, никого пока не инструктировали, никто ничего не знает (было уже 3 сентября, кстати). Ответа не дали ни диспетчер, ни продавщица льготных проездных в киоске на конечной.
А новости продолжали появляться... В разных интернет-СМИ ходили почти одни и те же тексты, из которых также ничего понять было невозможно.
Основные вопросы - где эти билеты можно купить? Как они оформляются? Можно ли купить их про запас? Это оставалось загадкой.
Вот вчера в очередной приезд (в выходной день) мы с другом решили протестировать эту новую систему. Удалось выяснить, что новыми билетами заведует та же фирма, которая делает электронные проездные - siticard.ru. Позвонил в техподдержку, спросил насчет точек продажи - мне ответили, что билеты нового типа можно купить в киосках "роспечати", в отделениях почты, а также в офисах "Транспортной карты". Ближайший офис к Московскому вокзалу подсказали - в гордеевском универмаге на первом этаже.
По приезду в Нижний мы пошли в этот офис. Задали вопрос насчет новых билетов. Как выяснилось, новые билеты можно оформить только на транспортную карту. Стоимость карты - 50 рублей. Причем, в отличие от Москвы (карта "Тройка) и Питера (карта "подорожник") - данная карта невозвращаемая. В Москве и Петербурге же карту можно отдать обратно - тогда и залоговая стоимость возвращается. Но здесь все не так...
Далее выяснилось, что на карту, работающую в режиме "электронного кошелька", как у меня (выгоды, впрочем, такой кошелек не дает - по нему также снимается 20 рублей за одну поездку, как и в случае покупки обычного билета за наличные), при положительном балансе, суточный билет записать нельзя(!). Сотрудница предложила купить еще одну карту, и записать билет на нее. При этом, записать можно только один билет - за следующим нужно снова приходить в офис. То же и про 70-минутные...
Мы поняли, что такая схема совершенно нас не устраивает - особенно, если кто-то приезжает в Нижний на один день.
Ну и еще сотрудница офиса сказала нам, что не все валидаторы у кондукторов еще настроены на новые типы билетов, и что это все работает ненадежно...
В общем, ушли ни с чем. Пришлось ездить в обычном режиме, каждый раз оплачивая проезд. А ведь были планы объехать несколько разных концов города - показать интересные места.
Все это вызвает закономерные вопросы...
Во первых, они не могли придумать более удобный вариант? Каждый раз идти в офис за новым билетом - это совсем странно.
Далее - почему система не была настроена и проверена ДО начала сентября? Уже третья неделя прошла - а они говорят, что не везде будет работать.
Почему пересадочный билет на 70 минут работает только в трамваях и троллейбусах?
Думаю, при такой реализации мало кто будет вообще пользоваться этой системой. А ведь если она работала бы нормально - люди, может быть, в какой-то части, перестали пользоваться суррогатами в виде маршруток, и пересели на нормальный городской транспорт. (уж не саботаж ли это? :) )
Полагаю, причиной этого могло быть некачественное техническое задание, заказчик (дептранс или администрация) не приняла во внимание детали, которые являются основательными для пассажиров. Или же недоработка самой системы. В любом случае, в таком виде это крайне неудобно!
Какие могут быть возможные решения этой проблемы? Для начала лучше дать возможность людям использовать обычный билет, выдаваемый кондуктором, в качестве пересадочного - тем более, что их стоимость одинакова (20 рублей). На билете указано время его продажи, и небольшая настройка может позволить указывать на нем время окончания действия. Кондуктору достаточно проверить время на билете.
Лучшим вариантом, наверное, будет введение московской системы с одноразовыми карточками. Их можно будет купить несколько, чтобы каждый раз не идти в офис или на почту (которые, кстати, работают ну максимум до 20 часов).
Очень надеюсь, что руководство НГЭТ и НПАТ, а также "ситикард" примут меры по улучшению удобства пользования новой системой. Хорошие идеи требуют хорошей релизации!
UPD из комментариев:
Untema: Все сделано через жопу. По идее наш дептранс во главе с Гусневым надо распускать, потому что это сборище непрофессионалов, которые понятия не имеют что такое транспортная система современного города.
По поводу проездного на 70 минут, в который входит только трамвай и троллейбус, я задал вопрос пресс секретарю дептранса Андрею Журавскому. Он ответил, что идею сделать проездной на все виды ОТ завернул экономический департамент. Типа для АТП это не выгодно, а оно должно стремиться получать прибыль. То, что в первую очередь пассажиры должны получать комфорт и удобство передвижения в дептрансе видимо не слышали.
Т.е. в этой части профанации виноват дептранс!
И еще UPD - Данный пост был процитирован в новости на nn.ru. Хорошо, что обратили внимание. Думаю, эту тему нужно распространять.