Город Шверин находится на севере Германии, имеет площадь 130 км2 и население 91583 чел. Несмотря на такой, казалось бы, небольшой размер, город обладает развитой транспортной системой, состоящей из четырех трамвайных маршрутов общей протяженностью 40 км и 14 автобусных маршрутов. Трамвайные маршруты соединяют отдаленные друг от друга части города, работая как магистральный транспорт.
Схема трамвайных маршрутов
Городские трамваи и автобусы эксплуатируются одним предприятием с 223 сотрудниками. Автобусный парк представлен автобусами модели Mercedes-Benz O530 Citaro и сочлененными автобусами Mercedes-Benz O530 Citaro-G.
В начале 2000-х гг. трамвайный подвижной состав был полностью заменен на современные низкопольные трехсекционные вагоны Bombardier SN2001, имеющие возможность работать в составах из двух единиц. Длина одиночного вагона - 29,7м. Всего таких вагонов - 30. Ранее в городе работали вагоны Татра T3D, часть из них потом была передана в другие города, включая Владикавказ, а несколько вагонов сохранены в качестве музейных экземпляров наряду с еще более старыми вагонами Gotha T57.
Автобусы перевозят в год около 4,6 миллиона пассажиров, а пассажиропоток трамвая в 2014 году составил почти 12 миллионов, что свидетельствует о высокой востребованности трамвая. Но для того чтобы в трамваях не было давки и транспорт был привлекателен для горожан, трамваи сцепляют в длинные двухвагонные поезда.
Отметим, что в Дзержинске пассажиропоток двух оставшихся трамвайных маршрутов составляет около 14 млн. чел./год., что сравнимо со Шверином. При этом у нас работают одиночные 15 метровые вагоны, набивающиеся в час "пик". В Шверине же работают длинные низкопольные удобные трамваи. Инфраструктура линий поддерживается в отличном состоянии, и никто не говорит о "нерентабельности"...
Также в городе имеется прогулочный паром на одном из озер.
В центре города ограничено автомобильное движение, на многих улицах движение личного транспорта абсолютно запрещено - по ним проходят лишь маршруты городских автобусов и трамваев, занимая треть и менее площади таких улиц.
Все остальное пространство улиц в центре города отдано пешеходам. Благодаря использованию трамвая улицы безопасны в транспортном и экологическом отношении. Здесь видно, как маломобильный пешеход переходит улицу:
Здесь нет обозначенных пешеходных переходов - вся улица - это пространство для людей: пешеходов и пассажиров общественного транспорта.
Click to view
Представленный обзор демонстрирует необходимость создания в малых городах эффективных транспортных систем на основе принципа приоритетности: пешеход - пассажир ОТ - личный автомобиль. Такой подход позволит сформировать комфортную городскую среду для каждого, даже в таком городе как Дзержинск.