Работа ледоисследователя. Визуальные наблюдения.

May 14, 2012 20:38

      Визуальные наблюдения за ледяным покровом с капитанского мостика, пожалуй, наиболее пригодная работа для женщины на корабле.

8 часов в день (согласно одной из вышеописанных вахт http://polarica.livejournal.com/2366.html#cutid1) нужно беспрерывно отстоять на мостике и писать в полевой журнал все, что видишь вокруг. С виду кажется просто: стоит человек - смотрит вдаль и что-то пишет. Понять суть и научиться - быстро, буквально за пару-тройку вахт. Но, это так кажется. Я за 7 лет еще не овладела этим в совершенстве и до сих пор мучаю своего начальника вопросами, и он (замечено!), когда идем вместе в рейс, периодически, якобы невзначай, косит глазом в журнал, подглядывая и контролируя мою писанину.

Что же нужно делать.


Как только с мостика видишь первую льдинку, тут же записываешь в журнал дату, время, координаты, где в данный момент находится ледокол,  и пишешь первое слово в таблице: ОПЛ, что значит «отдельно плавающие льдины».  Первая льдина в экспедиции привлекает внимание пассажиров так же, как и первый белый медведь, первый морж, первое гало…




Дальше начинается веселее. Количество льдин стремительно растет - это мы входим в кромку льда. Растет количество льдин - меняется сплоченность. Сплоченность - это количество льда, покрывающее поверхность моря (в процентах). Сплоченность - очень важный параметр для судоходства. Одно дело пробиваться через сплошной лед (10 баллов), а другое дело если в нем есть трещины и хотя бы небольшие пространства чистой воды, тогда или ледокол сам может пройти по этой трещине или льдине есть куда подвинуться.




Почти весь океан покрыт дрейфующим льдом - этот лед подвижен. Он постоянно движется благодаря ветру и океаническим течениям. А так как он движется, то он не может быть везде ровным и одинаковым. Льдины постоянно сталкиваются друг с другом или наоборот расплываются, они ломаются, трутся, тают летом на солнце, покрываются снегом, льды разных возрастов перемешиваются и смерзаются в одно неоднородное поле…

Вот эту неоднородность мы и изучаем.

Льдины разного возраста - мы определяем этот возраст, начальный ли лед, или молодой, или однолетний или многолетний.

Льдины разного размера - мы записываем их средние размеры под кодовыми словами: блинчатый лед, тертый лед, мелкобитый, крупнобитый, обломки ледяных полей, большие, обширные или гигантские ледяные поля.

Визуально определяем толщину льда, высоту снега, заснеженность, торосистость, разрушенность, сжатия, наличие трещин и разводий, загрязненность

Как только хотя бы один из этих параметров меняется, снова записываются дата, время, координаты, что означает открытие новой ледовой зоны.

В среднем в Арктике одна ледовая зона длится 10-20 минут. За это время надо ее открыть, побегать по мостику и посмотреть лед в округе, еще желательно глянуть на судовой радар, успеть поболтать, выпить кофе, одновременно отмечая и осредняя каждый из параметров и все успеть записать, пока что-нибудь снова не поменялось.

Базируемся мы на мостике по правому борту, чтобы не мешать штурманам, которые работают по левому борту. Штурманы обычно говорят про эту беготню: «Танюха, опять лед считаешь».  Выделяют даже стул для столь важного счетоводства, но он годен только для фотосессии, сидеть нет времени.




Здесь, в 2005 году мы еще записывали в журнал - обычный бумажный, потом переносили данные в компьютер. Сейчас сразу забиваем данные в ноутбук в специальную программу.

морской лед, работа ледоисследователей, визуальные наблюдения

Previous post Next post
Up