Чем занимаются ученые на борту ледокола

Apr 25, 2012 18:09

      Очень часто мои новые знакомые задают вопросы: чем же вы, ученые, занимаетесь в экспедициях? Этот вопрос возникает сразу после того, как они выясняют, что я не кинолог (как вначале слышится), а океанолог. А в частности - ледоисследователь (не путать с гляциологом). Мало того, говорят, что вы шляетесь по всему миру, любуетесь вот такой красотой:






вас месяцами там бесплатно кормят:




так вам еще за это удовольствие и зарплату платят!! Непорядок!! И вообще, что вы делаете в институте в течение рабочего дня помимо раскладывания пасьянса?

Вначале об экспедициях а потом о "еде и пасьянсах".

Экспедиции бывают разные.  Существует два основных различия в организации научных исследований на борту ледоколов и научно-исследовательских судов (НИС).

Первый вариант - придумывается важная научная задача, организуется серьезный проект  и дается под его реализацию много денег. Тогда научный институт арендует ледокол или научно-исследовательское судно на определенное количество суток и отправляет на него толпу умных бородатых очкариков с кучей приборов. Ледокол или НИС в данном случае идет по заранее продуманному учеными маршруту и делает остановки в нужных точках для измерений, отбора проб, бурения.

Примеры таких экспедиций:  экспедиции на НИС «Академик Федоров» (регулярно освещается в средствах массовой информации http://www.1tv.ru/news/polit/179895#) , восьмилетний российско-американский проект NABOS с ежегодной экспедицией в море Лаптевых на ледоколе «Капитан Драницын», ежегодные научно-исследовательские работы на борту НИС «Polarstern», «Oden» и т.д.




Второй вариант - небольшая группа ученых присоединяется к плановому рейсу и выполняет научные исследования с борта, никоим образом не мешая капитану и команде своими научными бреднями и не влияя на изначальную практическую задачу этого рейса. Примеры: ежегодные туристические рейсы на атомных ледоколах на Северный Полюс (участвует один научный сотрудник и выполняет наблюдения за морским льдом во время движения), ледовые наблюдения на борту танкеров и сухогрузов во время их работы по перевозке грузов в Баренцевом и Карском морях и т.д.

Интересны и важны и те и другие экспедиции. В первом случае изучается конкретное явление, процесс в океане, атмосфере, морском льду, дне морском…  Если грамотно продумать маршрут и точки для измерений, то можно сделать важное научное открытие - что, как и где образуется, куда течет-дрейфует и как влияет на все остальное.

Во втором случае чаще основной целью является изучение временных изменений, а говоря проще - мониторинг, например, толщины льда. Второй случай интересен тем, что рейсы проходят ежегодно по одному и тому же маршруту приблизительно в одно и то же время. А вот это и позволяет провести мониторинг и сказать, например, уменьшилась ли толщина льда в Арктике в последние годы и является ли тому причиной столь волнующее всех в последнее время глобальное потепление?

продолжение следует...

научная работа, Арктика, морской лед, научные экспедиции

Previous post Next post
Up