5 ТАНКОВАЯ ДИВИЗИЯ, 25 ИЮНЯ 1941 Г., Ч.2

Jun 26, 2023 01:31

И снова начнем повествование с цитирования политдонесения комиссара Ушакова:
Read more... )

крестоносец, Т-34, Беларусь, 5 ТД, БТ

Leave a comment

nikk197 June 30 2023, 04:23:21 UTC

рядом с 34-кой вроде километровый знак, 4 км ?



кмк, до предполагаемого места около 3-х, возм. с копейками...

Reply

polarfuchs_1 June 30 2023, 17:02:08 UTC

Как в свое время правильно подсказал ув. Моонзундец на МВФ это немного другой знак:



А так должен выглядеть километровый:


Знаки согласно правил 1941 года.

Reply

nikk197 June 30 2023, 17:45:56 UTC

спасибо, не знал... (а суть его известна ? не подскажете ?) гугль не помог (не так спросил...) и в правилах не раскрыто...

пс. разобрался немного...

пс.2. тогда место укладывается в расстояние...прим. 3,4 км 👍



Reply

polarfuchs_1 June 30 2023, 20:04:11 UTC

Но у этой загадки есть второе дно:

если исходить из того, что Залога правильно перенес аннотацию фотографов, приданных 25 танковому полку,



и полк в этот момент шел к Сморгони



то согласно этому фото и теням от нашего дорогого Солнца, выходит тут отображен момент около полудня 25 июня и вспоминая карту из 981 ролла данная ситуация могла отображать участок, условно, от Солы до Сморгони как раз.

А с учетом этого фото-



неплохо попадает этот участок по "польке":



фактически нивелируя нахождения там танка из п.3,

т.к. по этой версии столбы идут по "северной" стороне дороги, а по верси из поста по южной-



тут их не видно вообще,



а тут они проходят по "южной" стороне))

Reply

nikk197 July 1 2023, 04:04:55 UTC

да, если Т-37 правильно привязан, то столбы с южной стороны



Reply

nikk197 July 1 2023, 05:25:35 UTC

как по мне , Т-34 с башней все-таки не здесь....слишком много домов и построек вокруг...





Reply

polarfuchs_1 July 1 2023, 06:32:06 UTC

ну и плюс - мне не встречалось, чтобы эти два Т-34 проходили в одном альбоме или серии

Reply

nikk197 July 1 2023, 10:05:29 UTC

да, и мне не попались пока... БТ и безбашенный т-34 от Ошмян до Сморгони вместе попадают...а этого нет, + за версию Вильно - Солы...

вот пример немца из 6пд..





Reply

nikk197 July 1 2023, 10:01:45 UTC

еще не пойму про тени и полдень, насколько могу судить, вроде утро-длинные тени и направление с востока...

вот на этой фотке, кмк, по теням ближе к послеполудню...танк догорел почти... и тогда, возможно, он на дороге от Вильно до Ошмян, или , менее вероятно - Ошмяны-Жупраны, там и столбы по карте идут где надо, с северной стороны до до Солы, ( глянул в приказе, 7 тд шла от Вильно через Шумск



Reply

polarfuchs_1 July 2 2023, 09:04:38 UTC

Тут бы еще разобраться с дорогами. На фото обоих Т-34 и БТ у Солы видно, что дорога мощёная. И тут возникает проблема - у поляков на картах это практически однозначно дороги: Вильно - Михалишки и далее и Вильнюс - Ошмяны - Жупраны. У наших на карте-сотке на конец 40-го в принципе та же ситуация. У немцев на Т55 (на 1940, хотя там в пояснениях видно, что по данным на 36 год) вроде тоже самое, а в карте на 44 год горога показана уже и к Сморгони усиленная.

Немцы из Pz.25 у Михалишки были (снова скажем М.С. спасибо).

Доклад 37 РБ за 25 и 26 числа:

"В 13:30 батальон вышел из плацдарма "Walka" юго-западнее Вильнюса с поручением как можно быстрее продвигаться на восток от Вильнюса вслед за танковым батальоном подполковника фон Томалэ и создать плацдарм за р. Вилия у Михалишек, а также по возможности уничтожить отступающего из Вильнюса на восток противника.

В 17:10 он прибыл в созданный танковым батальоном плацдарм и произвёл разведгруппой разведку на 9 км на северо-восток к проходу у озёр. После того, как отдельные стрелки [противника] исчезли в лесу с другой стороны реки, разведгруппа при поддержке взвода мотоциклистов создала плацдарм и расположилась на ночь в открытом поле возле Михалишек. Другая разведгруппа, отправленная на юго-восток от Вильнюса, докладывала в течение дня про передвижения машин из Вильнюса на юг и на юго-восток.

b) Достигнутые цели и рубежи: Михалишки, 60 км восточнее Вильнюса

c) Командный пункт до батальона: 300 м перед въездом в посёлок, слева от дороги."

"Ночью с 24-го на 25-е июня танки противника прощупывали местность в проходах между озёрами, так что можно было ожидать танковую атаку. Никакой атаки, однако, не произошло.

Около 06:30 разведбатальон был сменён на плацдарме батальоном 20-й тд и получил, из-за радиопомех к сожалению с опозданием, указание быстро двигаться на новую маршевую дорогу дивизии: Вильнюс, Солы, Сморгонь, Молодечно, Радошковичи, чтобы захватить важный ж/д узел в Молодечно, создать плацдарм у Радошковичи и затем произвести разведку в восточном направлении.

Попытка обогнать уже движущуюся дивизию не удалась из-за очень плохих песчаных дорог. Так батальон был включён в маршевый порядок дивизии.

Когда он около 20-ти часов достиг Молодечно...."

Основная масса дивизии шла по маршруту:



И так как фото с почти догоревшим Т-34 атрибутированно A.R.78, то

они похоже плелись чуть не в самом конце - за исключением батареи приданной мотострелкам



И если это фото именно этой батареи, тогда дорогу на Михалишки можно исключить и остается только дорога через Ошмяны.

Reply

nikk197 July 2 2023, 10:40:46 UTC

да, чем дальше, тем больше вопросов...

по документам они не шли через Ошмяны....







и такой еще момент, безбашенный Т-34 не пойму на какой дороге стоит, на мощеной или нет ?

т-37 у Сморгони на грунтовой

вот фото 78 ап по продавцу, здесь дымит еще сильно...



Reply

polarfuchs_1 July 2 2023, 11:45:45 UTC

Если исходить из доклада мотострелков уже ранее цитированного:

"Ранним утром 25.06.1941 полк находится в указанном месте сосредоточения вокруг Гудогая и северо-восточнее от него. Около 7 часов командир полка вместе с командиром 2-го батальона вызваны на КП бригады и получают приказ пройти через Сморгонь к высотам севернее Лоск и удержать их.

Создаётся передовой отряд из 2-го батальона усиленного 3-й ротой 42-го противотанкового дивизиона (без одного взвода), одной батареей 78-го артполка, одной ротой 58-го сапёрного батальона, мотоциклетного взвода полка и одного взвода 3-ей батареи 59-го зенитного дивизиона (3./Flak. 59)

Далее в приказе оговаривалось, что основная масса полка и артиллерии последует за передовым отрядом, как только будет готова к маршу.

Полку также передаётся одна батарея 150-мм гаубиц (s.F.H).

В то время как передовой отряд (2-й батальон) около 9-00 смог начать марш, для основных сил полка возникли трудности начать движение, т.к. не подошло горючее, и многие части полка могли проехать максимум 40 км. В последнюю минуту у станции Гудогай был найден склад [противника] с горючим (подчеркнуто мной - М.С.) и после того, как была установлено, что оно пригодно, полк быстро заправляется и следует за вторым батальоном.

До примерно 5 км западнее Сморгони марш идёт по плану, затем взвод мотоциклистов, отправленный в разведку, встречает незначительные силы противника и тут же опрокидывает его атакой. В продолжение боя перед 2-м батальоном и на его фланге появляются несколько танков противника. В то время, как основная масса танков уничтожается, одному из них удаётся проехать некоторое время вдоль колонны и уничтожить немалое количество машин (подчеркнуто мной - М.С.), особенно 7-ой роты и взвода мотоциклистов, пока и этот танк не был подбит противотанковой пушкой.

Тем временем основные силы полка догнала 2-й батальон. Проезжающий вперёд командир полка приказывает следовать за отступающим противником. 2-й батальон вплотную преследует противника и, как следствие, уничтожает или захватывает ещё несколько танков. После проезда через Сморгонь движение снова ускоряется."

то появивишиеся на фланге танки это как раз танки 5 ТД, находящиеся у Ошмян в это время, откуда и возник эпизод с БТ-7 у Солы. (Отряд танков под рук-вом к-ра 9 тп п-ка Веркова, действовавший в другом р-не, был окружен превосходящими силами пр-ка. На помощь ему к-р 2 б-на ст. л-т Вержбицкий послал 2 т. Т-34, а оставшиеся 2 т. поддерживали их продв-е. Эти два экипажа, посланные на помощь тов. Веркову, смело врезались в колонну пр-ка. Их к-ры, с-нт чл. ВКП(б) Томильченко и с-нт, канд. ВКП(б) тов. Зайцев показали образцы храбрости и геройства. Тов. Т. на своем танке уничтожил 7 а/м и много брмш пр-ка.) и получается выход 7 танковой на дорогу Ошмяны-Сморгонь поставил как раз силы 5 ТД у Ошмян в окружение.



И никак неясно что же это за стрелка от Сморгони до Ошмян с обозначение танка поверху - движение наших или 7.PD таки пошла на Oшмяны обеспечивать свой тыл от наших.

Если они там были, то на карте есть условно похожее место между Ошмянами и Жупраны



С безбашенным Т-34 всего то считай одно фото с дорогой и по нему трудно судить точно.



Reply

nikk197 July 2 2023, 12:05:19 UTC

это фото с дорогой я видел, но не понял тож, то ли отпечатки сапог на песке , то ли брусчатка... если предположить, что мощеная, то почему у Сморгони не мощеная ?? вопрос. хотя на карте одинаково изображена...

вот еще страница из недавнего альбома 6 пд, 34-ки нет....



вот целиком





Reply

polarfuchs_1 July 4 2023, 19:10:12 UTC

При этом 6 ПД прошла по дороге Ошмяны - Сморгонь:

http://rshew-42.narod.ru/texts/pic6id/044.gif

Нашел у себя подборку, похоже, тоже кого то из этой дивизии:

- в частности сюжеты схожи -







но в ней, вообще, нет ни одного искомого танка.

Ну и откопал пару листов гешихте 7.PD из старого обсуждения на МВФ событий в Олите-





Увы, ничего интересного...

Reply

nikk197 July 2 2023, 12:24:05 UTC

по стрелке - мое мнение на первый взгляд, это про наши ( из-за подписи, что-то типа одиночные машины....), и от Ошмян на Вильно в 7.35 мне видится ,,3 танка противника,, ( 3 feind и черточка к значку танка), также как и ниже - feind panzer

Reply


Leave a comment

Up