…Под это дело вспомнилось стихотворение из 60-х годов.
И разносится в эфире:
«Отвечай, ракетодром!
Я - Луна, Я - Марс-четыре,
Мы давно посадки ждем!»
Детское стихотворение 60-х годов.
Мне кажется, к нашей непальской теме оно годится. Шамбала, связь с Истинным Космосом и все такое прочее. К тому же любители прогуляться по Солу Кхумбу уже находятся почти в маловоздушном пространстве, читай, в Космосе.
Утро на Космодроме выдалось ясное.
Окружающие горы подчеркивали торжественность момента.
Мы еще спали, а в воздух уже был пронизан ревом «пепелацев».
После завтрака я полчаса очень душевно беседовал с поляками, с которыми мы уже несколько раз пересекались ан маршруте. Замечательные люди! У нас было удивительное взаимопонимание. Поначалу я говорил на английском языке, но они сказали: «Мы здесь все понимаем русский. Говори, как тебе удобно!» Мы беседовали о наших странах. И такое между нами было единение! Не обошли тему катастрофы польского ТУ-154 в Смоленске.
Я вспомнил, как во сне сажал тот борт. Вместе пожалели Протасюка. «Мягкий был человек!» В поляках я словно давних друзей встретил. Это общение было бальзамом на душу. И теперь, когда я читаю в прессе очередные события в связи Польшей, я вспоминаю утро с поляками.
Вышли на лужайку, ждать свой рейс.
Ждали буквально на крыльце нашего номера, периодически возвращаясь "домой".
Лукла после недели нелетной погоды в тот день напоминала разворошенный улей. ПчеЛукла какая-то!
Думаете, это идет заправка вертолета? Наоборот, выгрузка топлива. Так в горы доставляют керосин - в баках летательного аппарата.
Все пространство было заполнено гулом, самолетами, вертолетами, людьми. Жизнь на Космодроме кипела!
Здесь же сушились походные палатки.
Каждые семь-десять минут очередной летательный аппарат прилетал из-за горы, садился и вскорости улетал.
Не успеет подрулить самолет к перрону, как к нему бросаются люди и начинают разгружать на тележки вещи прибывших. Другие в это время подкатывают тележки с вещами улетающих. В это время самих прилетающих уводят к вокзалу, а улетающих колонной выводят к месту посадки. Все делается по свистку. Я по секундомеру проверяю время между посадкой и вылетом. Среднее время семь-десять минут.
Два раза возникала получасовая пауза, когда все машинки были на обеде-дозаправке в Катманду. Тогда над полосой, долиной и горами повисала особая тишина.
А через некоторое время вновь начинался «стандартный космодромный дурдом». Было весело.
Вот несколько «кинограмм» со взлетом-посадкой.
Уходит вертолет.
Вспоминаю фильм про Эдмунда Хиллари. Там самолет садится в Лукле на грунтовую полосу, поднимая огромный шлейф пыли.
Пока летают самолеты и прочие птицы, вспомним отчеты предшественников:
”В 1996 году в Лукле еще была взлетная полоса засыпанная щебенкой, лоджи, в том районе, можно было на пальцах пересчитать и озеро Сабай чо (Sabai Tsho) находилось в своих берегах и не собиралось из них выходить.
Когда самолет идет на посадку, то у пассажиров впечатление, что они сейчас врежутся или в скалу или в полосу. Адреналин обеспечен.
Приземлились нормально. Самолет, пробежав по полосе остановился у самой стенки. Видимо пилоты этим развлекаются поддерживая уровень мандража пассажиров, не давая им, тем самым, скучать.” С описанием посадки согласен. Впрочем, эмоции - дело тренировки. А вот насчет развлечения пилотов не согласен. Анализируя снимки, можно заметить, что для сворота с полосы у пилотов есть люфт максимум три метра. Не поразвлекаешься!
Анализируем посадку:
Жалею, что не заснял момент, когда один борт заходил на стоянку, а другой выходил с нее. Пространство минимальное, и движение самолетов напоминало танец пчел. Удивительное зрелище! Вот тут это было:
Часто в воздухе можно было наблюдать два-три борта одновременно.
Наш рейс в этот день был последним, тринадцатым по счету. Насколько я помню, это был тринадцатый рейс только одного нашего борта.
По всему Космодрому живописными грядками сидят зрители и ожидающие своего шанса улететь.
Сядем и мы, насладимся моментом.
Свежие группы прилетали и готовились к выходу на трек. В отличие от нас, сразу сорвавшихся с места в карьер, эти ребята не спешили. Они прилетели из Бразилии.
Симпатичная девочка-гид преподает правила движения в горах. В частности, как надо пользоваться треккинговыми палками.
Затем группа в полном составе устроилась на фотосессию. Было радостно: у людей флаги и все такое. Жизнерадостность бразильцев должна быть нам примером.
Красивая девушка-европейка. Снято на ходу.
Наш статный красавец Антон на голову выше всех в этом тесном аэропорту.
Окончательно покидаем наш милый номер Тенциг Норгей и уходим на аэропорт.
Ребята, учите английский! Я перепутал слова delayed и deleted и решил, что наш рейс сегодня отменен. Но все обошлось. We were lucky indeed, и самолет за нами прилетел.
Забавная наклейка на стекле накопителя. По весне в Сети что-то попадалось об этой экспедиции, а потом ссылки исчезли.
Однако ж, нам пора!
Вот и карета подана.
До свидания, Лукла! До свидания, Солу Кхумбу!
Наша очаровательная стюардесса.
Она сидела рядом со мной, и мы с ней немного поболтали.
Я высоко оценил мастерство летчиков, сообщил ей что «they fly like Gods», и спросил, где они проходят обучение: в Китае или в Индии? Оказалось, что в Катманду. Надо же, в Непале есть своя летная школа.
Полчаса лета - это так мало. Справа по борту возвышаются великие вершины (ни одной знакомой. И где это мы были до этого?)
Да и слева тоже ничего.
Под крылом бушует жизнь.
Вскоре самолет садится в Катманду. Горы закончились.
Началась цивилизация.
Ночь мы провели в отеле Кхумбу, что на площади возле ступы Буднатх.