Реквием

Jun 04, 2009 01:14



Двадцать лет назад, в 1989-м, по всей Европе весна выдалась необычно теплая. Я в это время возвращался на «Академике Федорове» из Антарктиды домой. Валялся на вертолетной палубе, однажды заснул под тропическим солнцем, проснулся красный как помидор. Думал, обгорел, облезу, но все обошлось. Мы зашли в Гамбург и радовались, бегая по городу в рубашках и джинсах. В Ленинграде на морском вокзале нас встречали родные. Меня - мама и Галя. Обе в легких платьицах, такие воздушные. Жарко было и в Ленинграде. Через пару дней мама через Москву вернулась в Челябинск. Это было в начале июня.


В первом звонке из дома она спросила: «Вы уже слышали, что произошло под Уфой? Там был страшный пожар. Сгорело два поезда. Я когда ехала, слышала запах газа». Мама за 17 часов проехала место, где случилась жуткая техногенная катастрофа.

Случилось это на границе Челябинской области и Башкирии (топонимика того времени). На перегоне Аша-Улу-Теляк.


Если точнее: Казаяк - Улу-Теляк. (На карте это место находится между буквами «у» и «К».)


На 1710 километре.

Железнодорожная катастрофа, подобной которой не знал мир, произошла в Башкирии в ночь с 3 на 4 июня 1989 года.
В ночь с 3 на 4 июня 1989 года (под ругой версии, на две недели раньше) около деревни Улу-Теляк произошел разрыв трубы продуктопровода широких фракций легких углеводородов "Западная Сибирь - Урал-Поволжье" с последующим взрывом углеводородно-воздушной смеси, эквивалентным взрыву 300 тонн тротила. Возникший при этом пожар охватил территорию около 250 гектаров.
На 1710 километре железную дорогу в то время пересекал продуктопровод.
Строительство нефтепровода «Западная Сибирь - Урало-Поволжье» диаметром 720 мм и длиной 1852 км было санкционировано постановлением Совета Министров СССР № 20451 от 19 января 1981 г. и поручено Миннефтепрому и Мингазстрою. Согласно постановлению, первая очередь нефтепровода должна была быть введена в строй в 1983-1984 гг., но руководство Миннефтепрома приняло решение перепрофилировать уже почти готовый нефтепровод в продуктопровод. Пришлось срочно внести в первоначальный проект изменения, связанные с особыми требованиями безопасной транспортировки сжиженного газа. Техническими правилами транспортировать сжиженный газ по трубопроводам под давлением в трубах диаметром свыше 400 мм запрещено, однако при перепрофилировании на это закрыли глаза.

Трасса продуктопровода в 14 местах пересекала железные дороги, в том числе, в четырех местах - электрифицированные. Среди них - трансконтинентальная магистраль Москва - Новосибирск - Владивосток с большим грузопотоком. Трасса продуктопровода на протяжении 273 км опасно сближалась (ближе чем на 1 км) с железными дорогами, а также проходила близко к уральским городам Сим, Златоуст и Кропачёво.

Официальная версия утверждает, что утечка газа из продуктопровода стала возможной из-за повреждений, нанесённых ему ковшом экскаватора при его строительстве в октябре 1985 года, за четыре года до катастрофы. Утечка началась за 40 минут до взрыва.

По другой версии причиной аварии явилось коррозионное воздействие на внешнюю часть трубы электрических токов утечки, так называемых «блуждающих токов» железной дороги. За 2-3 недели до взрыва образовался микросвищ, затем, в результате охлаждения трубы в месте расширения газа появилась разраставшаяся в длину трещина (до 1.7 м). Жидкий конденсат пропитывал почву на глубине траншеи, не выходя наружу, и постепенно спускался вниз по откосу к железной дороге.

При встрече двух поездов, вероятно в результате торможения, возникла искра, которая послужила причиной детонации газа. Но скорее всего причиной детонации газа явилась случайная искра из-под пантографа одного из локомотивов.

Сестра моей жены с мужем видели один из поездов за три часа до взрыва. Они на мотоцикле стояли на железнодорожном переезде под Златоустом и ждали, когда пройдет поезд. Из окон выглядывали дети и весело махали. В последнем вагоне ехали десятиклассники 107 челябинской школы. Молодые, счастливые, ехали на юг. Жить им оставалось три часа.
Погода стояла безветренная. Газ, вытекавший наверху, заполнил всю низину. Машинист товарного поезда, незадолго до взрыва проследовавший 1710-й километр, передал по связи, что в этом месте сильная загазованность. Ему обещали разобраться...
Скорые поезда №211 и №212 не должны были встретиться на злополучном 1710-м километре. Поезд Новосибирск-Адлер опаздывал, он задержался, потому что на одной из станций из поезда снимали роженицу. Навстречу шел поезд №212 Адлер - Новосибирск.
В 1 час 14 минут по местному времени 4 июня (23:14 3.06.1989 мск) на перегоне Аша - Улу-Теляк у Змеиной горки скорые почти разминулись, но раздался страшный взрыв, следом еще один. Пламенем заполнило все вокруг. Сам воздух стал пламенем. По инерции поезда выкатились из зоны интенсивного горения. Хвостовые вагоны обоих поездов выбросило из колеи. У прицепного “нулевого” вагона взрывной волной оторвало крышу, тех школьников, кто лежал на верхних полках, - выбросило на насыпь.

Взрывом были разрушены 37 вагонов и 2 электровоза, из них 7 вагонов сгорели полностью, 26 - выгорели изнутри, Ударной волной было оторвано и сброшено с путей 11 вагонов.

На откосе земляного полотна образовалась открытая продольная трещина шириной от 4 до 40 см, длиной 300 м, повлекшая сползание откосной части насыпи до 70 см. Была разрушена на протяжении 250 м рельсо-шпальная решетка, 3000 м контактной сети, 1500 м продольной линии электроснабжения, 1700 м сигнальной линии автоблокировки, 30 опор контактной сети. Длина фронта пламени составляла 1500-2000 м. Зарево было видно за десятки километров.

Это был объемный взрыв. Ударная волна была такой силы, что в радиусе 12 километров во всех домах выбило стекла. Деревья падали, как в вакууме, - в центр взрыва. Куски от вагонов находили на расстоянии шести километров от эпицентра взрыва.

Сверху был виден четко очерченный круг диаметром примерно с километр, и торчали чёрные обрубки сосен, как спички. От деревьев остались чёрные колья, как будто их ободрали от корня до верхушки.

Вокруг тайга. Лежат вагоны, изогнутые бананообразно.
Лежали на боку три выброшенных с рельсов, искореженных и сгоревших пассажирских вагона. Валялись в стороне от железнодорожного полотна сорванные с места, перекрученные и согнутые рельсы. Все в радиусе более сотни метров сгорело дотла и напоминало огромное кострище. Торчали изуродованные огнем голые стволы деревьев. Еще продолжали тлеть вагоны, деревья, раскиданные по земле одежда и личные вещи пассажиров. Местами тлели оторванные части тел. В воздухе стоял едкий дым, запах горелого мяса, от этого постоянно першило в горле.
Пожар мог возникнуть одновременно во всех вагонах, но с различной интенсивностью. Кратковременный подъем температуры в районе взрыва достигал более 1000°С - об этом можно судить по оплавленной зубной золотой коронке у женщины, находившейся в больнице г. Уфы с тяжелейшими ожогами (температура плавления золота 1242°С). Одежда на людях истлевала от жара, не возгораясь, синтетическая одежда плавилась и испарялась. У многих были обожжены органы дыхания.
Экспертами было установлено, что взрывом разрушены 37 вагонов и два электровоза, при этом семь вагонов сгорели полностью, а 26 - выгорели изнутри. Ударной волной было сброшено с путей 11 вагонов.


Из 1284 человек, находившихся в поездах, 575 человек погибли, 657(623) получили ожоги и травмы. Из двух составов живыми остались 52 человека. Тела и прах заживо сгоревших увезли в 45 областей России и 9 республик бывшего Союза. . На месте было обнаружено 258 трупов, 806 человек получили ожоги и травмы различной степени тяжести, из них 317 умерло в больницах

Место катастрофы расположено в труднодоступном малонаселенном районе. Оказание помощи было весьма затруднено этим обстоятельством.

Несмотря на то, что от Аши до места катастрофы около 15 километров, добраться туда сложно и сейчас.

Со стороны Красного Восхода было подойти трудно - в непосредственной близости от железной дороги уклон очень крутой, транспорт вверх не шел. Приходилось нести на одеялах и других подручных средствах. На себе.

Три рейса на электровозе с ранеными людьми сделал Сергей Столяров. На станции Улу-Теляк он, машинист с двухмесячным стажем, пропустил 212-й скорый, отправился на товарняке вслед за ним. Через несколько километров увидел огромное пламя. Отцепив цистерны с нефтью, стал медленно подъезжать к опрокинутым вагонам. На насыпи змеями вились сорванные взрывной волной провода контактной сети. Забрав в кабину обожженных людей Столяров двинулся к разъезду, вернулся на место катастрофы уже с прицепленной платформой. Поднимал на руки детей, женщин, ставших беспомощными мужчин и грузил, грузил...

Там вертолётов, как мух. Сотни.

Больных привозили на самосвалах, на грузовиках вповалку: живых, не очень живых, вообще неживых. В темноте же грузили. Сортировали по принципу военной медицины. Тяжело раненых - 100 процентов ожогов - на траву. Тут уже не до обезболивания, это закон: если одному тяжёлому будешь помогать, ты потеряешь двадцать.
Особо об ашинцах. У каждого больного дежурил доброволец, сестёр же столько не наберёшь, и ещё была очередь, чтобы занять это место. Они тащили котлеты, картошку, всё, что раненые просили… Известно, что этим больным нужно много пить. Все подоконники были уставлены, весь пол. Площадь перед корпусом была заполнена добровольцами. Вся Аша поднялась на помощь.
Пострадавших развозили и на автобусах, и вертолетами в Уфу и Челябинск.


Через 7 лет после событий я беседовал с начальником ожогового центра Челябинской области. В 1989 году он студентом пришел на практику в центр. И тут свалилось. Сотни обгоревших. «Наши больные, прежде чем умереть, долго мучаются» - сказал он. Основной мор в больницах пошел на 5-6 день.

На месте трагедии установлен памятник. Ежегодно на станцию Улу-Теляк выезжает поезд «Память».

С самого начала следствие вышло на очень важные персоны: на руководителей отраслевого проектного института, утвердивших проект с нарушениями. Было предъявлено обвинение и заместителю министра нефтяной промышленности Донгаряну, который своим указанием ввиду экономии средств отменил телеметрию - приборы, которые контролируют работу всей магистрали. Был вертолет, который облетал всю трассу, его отменили, был линейный обходчик - убрали и обходчика.
26 декабря 1992 года состоялся суд. Дело отправили на дорасследование.

Шесть лет спустя Верховный суд Башкирии вынес приговор - всем подсудимым по два года в колонии-поселении. На скамье подсудимых оказались начальник участка, прораб, мастера, строители. “Стрелочники”.

Достаточно ужасов. Кому мало, укрепите нервы и идите по ссылкам в конце поста.

23 мая 2009 года я, никому не сказав, прыгнул в машину и поехал в то самое место. Я думал, что мне придется идти от Ашы или Улу-Теляка пешком до места, но решил проверить путь через Улу-Теляк - Красный восход.



Маневр удался. Практически к самому месту идет отличная автомобильная дорога. Места - чудесные. Если бы не знать, что здесь было, можно бы радоваться. Под левой, ближней, высотой, на склоне, все и произошло. Двойная горка чуть вдали - Змеиная.



А конкретно к месту трагедии ведет заботливо оформленная дорожка пешеходная. Лес новый, посаженный после 1989 года. Старый лес сгорел.


И вот я у цели.


«Обелиск». Общий вид.


Вид к западу от Обелиска. Здесь все и было. Были разбросаны вагоны, рельсы стояли дыбом, стоял запах паленого мяса и горелого дерева. Сейчас все аккуратно, тихо, безмятежно. Дует легкий западный ветерок, цветут яблони и акации, и шмели собирают свою сладкую добычу.
По моим расчетам, в этом распадке и шел продуктопровод. Впрочем, у меня за спиной есть небольшой виадук, через него течет ручей. Возможно, труба шла там.



Рельеф на восток более ровный, полянка аккуратно подготовлена. Деревья и кустарники срезаны. Сразу за полянкой начинается достаточно густой, плохо проходимый лес.

Приблизимся к обелиску. Центральная часть. В очертаниях угадываются склоненные головы скорбящих людей. «Крик ужаса», как сказал кто-то.


Здесь раньше вставала земля на дыбы.


А ныне - гранитные плиты.


Здесь нет ни одной персональной судьбы,


все судьбы в единую слиты.

Родственники погибших основали ассоциацию и помогают друг другу. Общая судьба.
Я сфотографировал все плиты. Их много, очень много…

Ежегодно сюда приезжает поезд «Память». Родственники поминают своих любимых. Для них сделаны вот такие грибочки. Большинство грибочков в хорошем состоянии. Чувствуется забота.

Но как печально видеть по всей поляне вот такое. На предыдущем снимке на елочке видны веселые матерчатые шарики. Один шарик сорвался и отлетел в траву. Как чья-то жизнь…


Пошел я по склону.


Везде кресты… Грибочки и кресты…


Пронзительное, продирающее до самых костей, впечатление, оставляют кресты с табличками, снятыми со сгоревших вагонов. Таблички, кстати, в довольно хорошем состоянии. Которым повезло. А дорога живет своей жизнью. Бегают поезда, товарные и пассажирские. Некоторые локомотивы здесь подают сигнал.



Господи, и Душанбе здесь!


Здесь люди горели синим пламенем, буквально.


Поднимаюсь по склону. По этому склону сверху полз газовый конденсат, пропитывая почву. Заросли акации. Хорошо видна долина, в которой скопился газ.



Те, кто успевал выскочить из вагонов, бежали, ползли куда глаза глядят. В кусты. А навстречу - взрыв.


Молодой лес на южном склоне платформы.


И севернее дороги. Сосенки высажены аккуратными рядами.


А поезда все бегут. Люди едут. Здесь теперь безопасно.


Пора домой. Приношу из машины и кладу на площадку цветы.


Решение положить ватрушку и конфетки пришло спонтанно. Когда я подумал о детках, которые были бы рады конфеткам, меня пробило на слезу. Да и сейчас пробивает. Девочка Жанна сейчас была бы невестой. Про нее есть воспоминание в Интернете. И на плите есть ее имя.



Между тем жизнь идет. Скоро подойдет электричка. За кадром остается семья, мальчишка изумился оставленным конфеткам. От Обелиска отходит башкирская красавица. Очень хороша! Счастья тебе, милая!



Все, домой!

Надо признать, что мне очень понравилось в Башкортостане. Аккуратные дороги, аккуратные поселки. Помнится, в Месягутово, в прошлом году мы видели транспарант «Башкортостан - жемчужина России»! Что-то в этом есть…
Вот и Красный Восход, и Улу-Теляк вызвали симпатию.
Очень милый ЖД переезд в Улу-Теляке.


Еще несколько слов о продуктопроводах. На местности это выглядит примерно так:


В этом месте, как я понял, рядом проходят две «трубы»: Уфа-Омск и Уфа-Петропавловск.



А вот так выглядят заготовки будущих нефтепроводов. Снято против солнца. Темная куча внизу - трубы.


Нет, а все-таки, как же это случилось? Почему стала возможна столь дикая катастрофа?
Можно, и нужно, ставить ее в один ряд с Чернобылем и развалом СССР. Больно, жестоко рушился Союз. Карабах, Караганда, Тбилиси, Чернобыль, гласность, плавно перетекающая в демагогию и чернуху. Ишь, обрадовались свободе! Потеряли и ответственность, и бдительность. Замяукали котята: «Мы будем жить теперь по-новому!»

В Антарктиде на какой-то праздник я сочинил, но не исполнил, частушки.
Мы тут репами чесали
Предложенья сочиняли,
Порешив: «Ядрена вошь,
Демократию даешь!»»

Молоток - инструмент тупой и нейтральный. Им можно забить гвоздь, а можно сломать стену. Любой инструмент предполагает, и требует, умения им пользоваться. Все дело в умении пользоваться. Новый уровень владения какой-то вещью требует нового уровня ответственности. То же и с демократией. Ей нужно уметь пользоваться. Мы как не умели пользоваться тогда, так не умеем и сейчас. Это значит, надо учиться. Делать элементарные вещи. Косить газоны на постоянной основе. Помнить, кого выбрал в прошлые выборы, и кто прошел. И кучу вот таких малоинтересных, но совершенно необходимых вещей.

Да, демократия! А ты приди на работу вовремя, да сделай порученное тебе дело.
Вверенное тебе дело надо делать в любой обстановке.

Катастрофа - это необычное сочетание обычных отклонений от нормы. По мере усложнения жизни роль таких неинтересных, но жизненно важных мелочей возрастает.

В районе Улу-Теляка расставлено много интересных плакатов. Я хочу закончить пост таким снимком.


Только слово «Землю» я бы написал с большой буквы.

И давайте тихо помянем безвинных, сгоревших в том адском пламени. Кто может, пейте что покрепче. Ибо сегодня день такой. Ровно двадцать лет.

Литература:
1) А.С. Скрипов Челябинск. XX век. - Челябинск. Крокус, 2006, 327 с.
2) http://www.mchsrb.ru/ec/big/ulutelyak.shtml
3) http://www.mkset.ru/news/chronograph/7234/
4) http://af1461.livejournal.com/224437.html
5) http://eanews.ru/index.php?page=news&pid=15657
6) http://volga.rian.ru/society/20060602/81488296.html
7) http://www.mchsrb.ru/ec/big/ulutelyak.shtml

8) http://www.traindisaster.ru/database.php?id=5
9) http://parovoz.com/phpBB2/viewtopic.php?f=41&t=3516&p=56659
10) http://forum.mymetro.ru/index.php?showtopic=15265

11) http://www.spas-extreme.ru/schoolsafety/tr_avarii/GD/Istoriya.php анимация событий, предшествующих катастрофе

12) http://dead-city.ru/page.php?id=15

13) http://www.chrab.chel.su/archive/03-06-04/1/A166282.DOC.html

14) http://209.85.129.132/search?q=cache:vmaZEdgAF_gJ:service01.3bb.ru/viewtopic.php%3Fpid%3D7329+%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9+%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BE%D0%B2+%D0%90%D1%88%D0%B0&cd=3&hl=ru&ct=clnk&client=opera

15) http://q-u-a-t-t-r-o.livejournal.com/191332.html - горит газопровод в Москве, 2009 год


(Снимок q-u-a-t-t-r-o)

16)

17) http://mediazavod.ru/articles/69553

18) http://v-gavrilov.livejournal.com/ - поднимает тему ответственности "Совершенно точно, что катастрофа стала результатом полной безответственности, равнодушия и служебной недобросовестности (просто тупости) - тех, кто отвечал за безопасность движения и тех, кто обслуживал трубопровод, строил его и сдавал в эксплуатацию, а также кто принимал."

19) http://volga.rian.ru/society/20090604/81756496.html - воспоминания о тех днях старшего врача "скорой помощи" города Уфы Михаила Калинина, опыт организации спасения пострадавших.
20) http://volga.rian.ru/society/20090604/81756500.html
21) http://sibkray.ru/vn/index.php?id=97758
22) http://proufu.ru/content/view/3952/ Воспоминания машиниста электровоза Сергея Столярова.
23) http://zdr-gazeta.ru/index.php?newsid=44229
24) http://zdr-gazeta.ru/index.php?newsid=39123

безопасность, люди, фото, история, Урал

Previous post Next post
Up