"Le naufrage" (2009), "Un monde sans femmes" (2011) / Guillaume Brac

Apr 26, 2015 00:48





«Поломка» и «Мир без женщин» - две короткометражки, снятые французским режиссером Гийомом Браком в 2009г. и 2011г. , объединенные единым местом действия и главным героем, добродушным увальнем Сильваном (Vincent Macaigne), который так или иначе влияет на жизнь людей, с которыми судьба очень не на долго его сводит. В обоих фильмах «ничего не происходит» и если их смотреть по отдельности, то первое впечатление от них - очаровательные, но ничего не значащие зарисовки из жизни самых обыкновенных людей, что и не плохо само по себе, но именно в паре эти фильмы приобретают дополнительное послевкусие и создают магию «особенного места», коим и является маленький приморский городок, где происходит действие фильмов.
Сначала я посмотрел «Мир без женщин» и был расстроен, что фильм так быстро закончился, хотелось что бы он длился не 55 минут, а гораздо дольше. Начал искать информацию о режиссере и Винсене Макене, сыгравшем главного героя, и с удивлением обнаружил, что это был уже второй фильм о Сильване, но первый длится еще меньше, около двадцати минут, ну и восприятие Сильвана в «Мире без женщин», наверное, чуть иное. Впрочем, в итоге у меня получился довольно необычный эксперимент с легкой подменой смыслов, когда логически понимаешь, что последовательность действий нарушена, но на эмоциональном уровне воспринимаешь так, словно перед тобой чуть другая история, в том числе потому, что их действительно легко поменять местами и в итоге можно несколько удивиться. Не углубляясь в детали - это как от рассвета к сумеркам, хоть на деле все как раз строго наоборот.
Сюжеты обоих фильмов построены на том, что герои попадают в крошечный провинциальный городок на берегу моря, где все девушки к 20 годам успевают выйти замуж и обзавестись по ребенку, а после 10 вечера люди уже крепко спят. Вот, кстати, интересный нюанс, напомнивший о недавнем «За сигаретами» с Катрин Денев: там героиня никак не могла купить сигареты в таком же крохотном городке и ей советовали ехать в соседний, а в «Поломке» случайно заночевавший в гостинице постоялец пытается раздобыть хоть какую-нибудь еду, но его ждет жесткий облом, ибо все уже спят - кроме Сильвана, в окне которого горит свет и он лопает что-то вкусненькое. Сильван не спит, да и вообще он не такой как все, хоть по нему и не скажешь - обычный вроде бы мужчина среднего возраста, уже толстеющий, уже лысеющий, но сохранивший в себе детскую непосредственность в сочетании с детской же застенчивостью. Сильван одинок и у него глаза доброй собаки, которая не то потерялась, не то изгнана хозяином и теперь в тоске об утраченном. Эти двое - Сильван и случайный посетитель города - проведут ночь за поеданием вкусняшек и не одной бутылкой пива , предаваясь разговорам и легкой меланхолии.


Особенность «Поломки» в том, что это не просто грустный фильм о том, как люди не на долго находят общий язык, а потом моментально утрачивают его из-за классических «трудностей перевода» и благих намерений, которыми известно куда дорога вымощена, он еще и об атмосфере некого безвременья, когда час длится вечность, а некое пространство отказывается тебя выпускать и в одном случае ты пытаешься вырваться из него со всем отчаянием, в другом - проникаешься на столько, что становишься его добровольным пленником.


                                            (Julien Lucas)
Существование в одном пространстве двух диаметрально противоположных и внешне и внутренне людей приковывает к себе внимание и, конечно, психофизика самих актеров идеально ложится на канву истории: Винсен Макен большой и мягкий, а взгляд карих глаз излучает тепло и улыбку ( в фильмах Гийома Брака у актера несколько «притушена» мужская привлекательность, но у других режиссеров, как оказалось, он порой смахивает не на добрую собаку, а на мартовского кота), ну а его случайный гость, в исполнении Julien Lucas, поджарый красавчик с довольно холодным взглядом светлых глаз, и словом и делом декларирующий дистанцию между людьми вообще и даже с любимой девушкой в частности. Наблюдать случайное отсутствие дистанции между этими двоими - дело занятное!


                                           (Vincent Macaigne)

«Мир без женщин» в отличии от «Поломки» наполнен дневным светом и не несет в себе ощущения скрытой агрессии, которая едва ощутимо, но присутствует в первом фильме, и в каком-то смысле является более простой историей, сюжет которой можно пересказать буквально в нескольких словах: Сильван сдает квартиру двум парижанкам, приехавшим в отпуск на побережье - немного легкомысленной Патриции и ее серьезной дочери Жульетт. Они ходят вместе на пляж и по магазинам, а по вечерам иногда пьют вино и однажды сходили на танцы. И, конечно, Сильван увлечен Патрицией, но скромно об этом молчит, в отличии от своего друга Жиля, который хоть и производит впечатление мачо, но испытывает ровно те же проблемы, что и Сильван - отсутствие свободных женщин в крохотном городке, где только на курортные романы и вся надежда. Отпуск заканчивается, Патриция и Жульетт уезжают - титры.


В одной из рецензий на фильм прочитал, что-то вроде, что если любого из нас снять на скрытую камеру во время отпуска, то кино получилось бы поинтереснее, но это совершенно не так, потому что не смотря на отсутствие каких-то ярких сюжетных поворотом «Мир без женщин» полон совершенно волшебных моментов, растворенных в повседневности и полутонах, а герои не столь однозначны, как это могло бы показаться на первый взгляд и в каждого из них успеваешь влюбиться за эти недолгие 55 минут экранного времени.







Когда думаешь об этом фильме, на ум приходит слово «деликатность», потому что именно так, а не иначе режиссер преподносит происходящее с каждым из них. Легко представить степень эксцентрики и даже вульгарности, с которой мог быть обыгран эпизод попыток ухаживания Сильваном за Патрицией, когда в один из моментов он берет ее за руку и не отпускает, но здесь все складывается так, что он сам понимает - руку лучше отпустить, хоть Патриция и не вырывает ее. Зритель видит неловкость, которую испытывает Сильван, видит нежелание Патриции обидеть его, но все это не смешно и не глупо, а как-то по-человечески понятно и естественно.


И еще одна особенность фильма, которая не сразу бросается в глаза, но понимание этого приходит спустя некоторое время: в нем совершенно отсутствуют отрицательные персонажи. Даже альфа-самец местного разлива, пытающийся кадрить Патрицию на глазах у друга, и тот хороший парень, просто очень свербило у него в тот момент. Умение показать людей с присущими им недостатками с любовью, но без сентиментальности свойственно редко кому, Гийому Браку это удалось.

ТРЕЙЛЕР

image Click to view

cinema

Previous post Next post
Up