Всегда любил истории из серии «они сошлись, вода и камень, стихи и проза, лед и пламень», потому что наблюдать развитие отношений двух слишком разных людей занятие крайне увлекательное. Всегда верил, что у таких отношений есть огромный потенциал, ведь каждая из сторон получает возможность прикоснуться к тому, чем не обладает по определению. Думаю, у любого человека есть перед глазами пример, когда двое вопреки всякой логике дружат, или влюблены, что само по себе не суть важно и ключевое определение здесь «вместе». Вот смотришь на такие тандемы и задаешься вопросом - как это вообще возможно, что у них общего? А ничего, как правило. Но это «ничего общего» пробуждает в каждой из сторон невольное уважение к непохожести другого, когда в общем-то нет повода конкурировать, поскольку каждый в отдельности проиграет и остается только два варианта - любить или возненавидеть.
«Кококо» - история любви двух душ, как определяет режиссер, т.е. это больше чем дружба, но никаких эротических томлений, страсть сама по себе в чистом виде. Но поскольку «поэт в России - больше чем поэт», то и история любви-дружбы петербуржской интеллигентки Лизы (Анна Михалкова) и наглой провинциалки «с Ёбурга» Вики (Яна Троянова) легко трактуется и как «отношения интеллигенции с народом». Со стороны Авдотьи Смирновй было бы лукавством отрицать этот нюанс, тем более знакомство наших героинь происходит в поезде, когда одна с книжкой, вторая с бутылкой - как не вспомнить «Печки-лавочки» Шукшина, в котором именно в поезде состоялось братание интеллигенции в лице лингвиста-Санаева с народом в лице колхозника-Шукшина. С поправкой на реалии времени и сарказм Смирновой, интеллигенцию представляет служительница (и практически экспонат) кунсткамеры, а народ - хабалка без определенного рода занятий, интеллигенция испытывает смутные томления по поводу «ответственности за ужасную судьбу народа», сам народ предпочитает бухнуть на халяву и срать хотел на интеллигенцию.
Ловким сюжетным кульбитом Вика заброшена в квартиру Лизы, которая поддавшись иррациональному порыву готова опекать хамку и видит в ней средоточие всех достоинств присущих «народу» - естественность, жизнеспособность, некую житейскую мудрость (ага, классическая мантра «народ ЗНАЕТ!»). Вика, привыкшая бесплатно получать только люлей, моментально тает от таких щедрот и как умеет отвечает взаимностью - приводит захламленную квартиру не приспособленной в быту интеллигентной титёхи в порядок: моет, драит, из ничего готовит шикарные обеды и даже пироги печет. А по вечерам наступает взаимное щщщастье - за бутылочкой идут задушевные разговоры «про мужиков и свекровей» (обе в разводе), про трудную бабскую долю и вообще… Лиза с упоением демонстрирует новую подругу сотрудникам кунсткамеры, а заодно и свою «незашоренность и демократичность», ну а Вика таскает Лизу на вечеринки и готова разбить бутылку и «розочкой» распугать ночных приставал на улице. И все бы хорошо и все счастливы, но чем больше любишь, тем больше пытаешься перекроить под себя и сделать другого счастливым именно на тот лад, который представляется наилучшим для тебя самого. А пигмалионы из обеих героинь оказались хреновые, вот и стиль «рококо» в интерпретации Вики уже «кококо», а тихая интеллигентная барышня Лиза готова поколотить в темном углу случайно подвернувшегося бомжа («девушка подайте…» - «НЕ ДАМ!!!»). Постепенно «Печки-лавочки» трансформируются в «Одинокую белую женщину» и еще вопрос кто из героинь претендует на лавры Дженнифер Джейсон Ли, гоняющейся за перепуганной экранной подругой с ножом в руках. Мораль: два человека никогда не поймут друг друга в полной мере, а способность быстро очаровываться чревата опасностью столь же быстро возненавидеть. Ах да, и про «народ» - экспонаты кунсткамеры симпатичнее, и в любом случае безопаснее…
«Кококо» смотрится легко и весело, а Анна Михалкова и Яна Троянова создали яркий и убедительный в своем «мезальянсе» дуэт, что для меня явилось полной неожиданностью, потому что достаточно неброская манера игры Михалковой и фантанирующая энергия Трояновой на первый взгляд никак не сочетаются - ан нет, еще как сочетаются! Они на столько разные, что только подчеркивают индивидуальность одна другой. Радует и то, что в фильме достаточно много ярких маленьких ролей, настоящей жемчужиной является краткое появление на экране Сергея Борисова (бывший сотрудник правоохранительных органов стал горячо любим падкой на мощную мужскую харизму кинокритикой, возжелавшей его сразу после скандального «Портрета в сумерках», где он дебютировал в роли садиста-насильника, в которого влюбляется его жертва) в образе бывшего мужа Вики. Само его появление достаточно феерично, т.к. ожидаешь увидеть ну хотя бы дальнобойщика, или сталевара какого-нибудь, а на экране предстает брутальный красавец в рясе, в руках которого запотевшая рюмочка водочки и соленый огурчик. Без тени смущения выразительным баритоном - «Отец Валериан». И рядом с ним Вика в облегающих задницу легинсах кислотного цвета благочестиво лопочет: «Спаси господи» и смачно разом опрокидывает рюмку. Это настолько типично для нашей страны, когда в священники идут бывшие военные и милиционеры, а с благочестивыми лицами творятся не самые подобающие дела, что за такой вот «поляроидный снимок» хочется поблагодарить режиссера отдельно!
Кстати, довольно интересен такой момент: Смирнова заявляет, что «Кококо» первый ее фильм, который она снимала как хотела и о чем хотела. Хочется добавить - и с теми, с кем хотела, потому что и Яна Троянова и авторы «Портрета в сумерках» были из числа тех редких гостей, кого фурии из «Школы злословия» готовы были целовать в обе щеки, а не привычно глумиться. Музыку к фильму написал еще один желанный гость «ШЗ» - Сергей Шнуров.
ТРЕЙЛЕР
Click to view