ТОП-100 любимых киноперсонажей (XI)

May 02, 2018 22:00



№ 50. Лора Палмер / «Твин Пикс; Огонь, иди со мной» (1992) Д.Линч
Этот гештальт нужно закрыть в рамках топ-100 любимых киноперсонажей, поэтому Лора Палмер, куда ж без нее. Справедливости ради, Шерил Ли гораздо больше нравится мне в сериале, а не в полнометражном приквеле, но поскольку линчевская героиня давно стала частью мифологии вселенной «Твин Пикс», то это уже и не важно. Карьера Шерил Ли не задалась, для многих она осталась исключительно Лорой, старшеклассницей из маленького городка на границе с Канадой, за ангельской внешностью которой скрывались бездны тайн и пороков, а жила она ярко, но совсем недолго. Атмосфера тайны и редкая визуализация на экране героини, образ которой ассоциировался в первую очередь либо с сентиментальной фотографией школьной королевы бала либо с хладным трупом в полиэтилене, создали феноменальный интерес и в отношении героини и актрисы ее сыгравшей, но тут и случился главный прокол Линча, который, возможно, задал и дальнейший вектор развития карьеры Шерил Ли. В полнометражном фильме Лоры Палмер было слишком много, а ее тайны терялись на фоне общего безумия, творящегося в кадре, да и сам фильм, истерзанный монтажными ножницами по настоянию продюсеров, лишился значительной части того мрачного шарма, который способен наколдовать Линч. Он остался мрачным, но вот с шармом возникли проблемы, аналогичная ситуация и с героиней - зритель детально изучил ее тайную жизнь, но за кадром осталась та явная, которая и должна создавать контраст. К счастью, в 2014 году поклонников «Твин Пикса» ждал шикарный подарок - подборка удаленных сцен из приквела, с которыми фильм длился бы дольше 3-х часов, но пусть они длились и длились бы!
А возвращаясь к Шерил Ли, вот что хочется сказать: она так долго была Лорой, ее лицо я узнал бы даже в состоянии амнезии и интерес к ней, казалось бы, оставался уже чисто киноманский и строго в определенном контексте, но когда увидел ее вновь в возрожденном сериале, убедился, что таких лиц все же много не бывает и это любовь на всю жизнь.

image Click to view



Ну и на сладкое - одна из удаленных сцен. Линч не раз повторял, что на создание жуткой атмосферы порой работает замедление какого-либо действия и в данном случае это не что иное как улыбка Лоры, лучезарной которую назвать язык не повернется.

image Click to view



№ 49. Дрисс Бассари / «Неприкасаемые»  (2011) О.Накаш


Не ждал от «Неприкасаемых» ничего хорошего, но фильм тронул до глубины души, а персонажей полюбил как родных, разрываясь кого же включить в топ - Франсуа Клюзе, сыгравшего парализованного миллионера Филиппа, или обаятельнейшего Омара Си, выступившего  в роли маргинального гопника Дрисса, который обходит потенциальных работодателей с целью набрать нужное количество подписей об отказе в работе, чтоб получать пособие, но в итоге становящийся для Филиппа и медбратом и лучшим другом. Аристократичный Клюзе великолепен, но Омар Си слишком хорошо понимает как с толком пускать в дело свое грубоватое обаяние, поэтому пусть будет он! История  дружбы неотесанного мигранта и образцового представителя культурного наследия Франции не кажется фальшивой, да и основана она на реальных событиях, являя собой образец искренней и глубокой привязанности между людьми настолько разными, но по-своему яркими, что не заинтересовать друг друга они просто не могли. Дрисс самый  настоящий неоварвар в современном мегаполисе - ему плевать на искусство и культуру, он с легкостью высмеивает то, вокруг чего на цыпочках водят хороводы в приличном обществе, даря Филиппу заряд витальности, которую тот давно утратил. Конечно, часть юмора фильма построена на сопоставлении аристократичности круга Филиппа и несоответствия ему хамоватого Дрисса, но Дрисс тем и прекрасен, что внешне оставаясь тем же прямолинейным громилой проходит определенную эволюцию и учится воспринимать более сложные проявления чувств и эмоций, не говоря уже о переоценке системы моральных ценностей.  За роль Дрисса Омар Си получил не только любовь миллионов зрителей, но и премию «Сезар».

image Click to view



№ 48. Женевьев Ле Плуфф / «Шлепни ее, она француженка» (2002) М.Майрон


Европейское коварство против американской прямолинейности -  кто кого? Пайпер Перабо в роли французской школьницы Женевьев приехавшей в американский городок по студенческому обмену - типичный пример гадкого утенка. Дурнушка Женевьев с придыханием смотрит в рот местной школьной королеве Старле Грейди и до определенной поры готова носить скромный беретик и невыразительные юбки, взирая на мир кротким взглядом из под очков, но на самом деле способна  жечь напалмом и камня на камне не оставить от уютного мирка своей «благодетельницы», которая мечтает стать телезвездой, встречается с капитаном футбольной команды и с гордостью носит титул «мисс говядина» (городок славится производством мясных изделий и если не хочешь стать изгоем, даже не заикайся о существовании вегетарианства). Мелани Майрон умудрилась в жанре подростковой комедии обстебать одноэтажную Америку не менее саркастично, чем это делали иные завсегдатаи независимого кино, но мне это кино дорого еще и потому, что там весело и задорно представлена война умной брюнетки против глупой блондинки с использованием «европейскости», которая с таким трудом поддается расшифровке «простыми честными американцами». Женевьев такая наивная и трогательная заинька, разве можно всерьез предположить что она шлюха только потому, что та слишком тесно прижимается к парням и шепелявит им что-то с французским акцентом на ушко - нет, что вы, это просто так принято в Европе! Можно ли предположить что скромная дурнушка может подложить свинью красивой подруге и подготовить ее к экзамену по французскому так, что учитель покраснеет и обвинит американку в произнесении порнографического монолога на экзамене - нет, вы просто что-то не так поняли! И вообще - растущая популярность Женевьев и всеобщее разочарование в Старле не более чем драматическое стечение обстоятельств,  ведь Старла «стала жертвой наркотиков, добывать деньги на которые было так нелегко, хоть проституция и является одной из самых древних профессий…».
Пайпер, жги!

image Click to view



№ 47. Кларисса Старлинг / «Молчание ягнят» (1991) Дж.Демми


Как прекрасна Джоди Фостер в этом фильме - маленькая женщина со стальным взглядом и твердыми моральными убеждениями и только гениальный психопат Ганнибал Лектер смог угадать в ней психологически травмированную личность с комплексом мессианства. Для меня не существует других фильмов о Клариссе Старлинг и полностью солидарен с Фостер, что фильм, в котором снялась она, был о героине, которая хотела спасать людей, а не о потенциальной маньячке, способной разделить с Лектером его кровавые пиршества. Что тут скажешь - на основе довольно бульварного чтива Джонатан Демми создал один из лучших триллеров девяностых, в котором Фостер сыграла лучшую свою роль, все последующее - не более чем извращенная франшиза, при всем уважении к актерам, которые приняли там участие.
Отдельный бонус - яркий образ Фостер явно вдохновил создателей «x-files» на создание не менее любимого персонажа - Даны Скалли.

image Click to view



№ 46. Том Рипли / «Талантливый мистер Рипли» (1999) Э.Мингелла


Патриция Хайсмит написала роман,  в котором главный герой совершает подлоги и убийства, но его не очень удается осуждать за это. Мингелла снял по роману фильм с Мэттом Деймоном в главной роли, в котором все это хочется еще и оправдывать  и если б не финальный аккорд, которым режиссер ставит (вынужденно?) «правильный акцент», порицать аморальные поступки Тома Рипли было бы решительно невозможно. Наверное, причина в том, что Хайсмит та еще мизантропка и сложно испытывать сочувствие к жертвам, которые описаны так, что сам готов их придушить, а унизительное социальное положение преступника украшено таким количеством дополнительных штрихов несправедливости и высокомерного пренебрежения окружающих, что ему-то как раз и хочется сочувствовать. Не то чтобы даже «хочется» - иначе и не получается.  Когда-то роль Тома сыграл молодой Ален Делон, а в более поздние времена Джон Малкович, но все это абсолютно иные образы, не пересекающиеся с тем, каким его сыграл Деймон, в котором нет и тени инфернальности  Малковича или слепящей глаз красоты Делона. Нет, Деймон играет простоватого на вид парня, которого легко можно было бы назвать серой посредственностью, если б не его талант к мимикрии и качественно натренированная рефлексия на предмет «тварь я дрожащая, или право имею?!». Если у кого-то есть сомнение в актерских способностях Деймона - вам сюда!

image Click to view

топ-100, cinema

Previous post Next post
Up