Что такое МакГаффин

Sep 13, 2020 22:38



DreamClass
Что такое МакГаффин и почему за ним гонялись Гарри Поттер, Фродо и Бендер


12 июня 2019

362 просмотра. Уникальные посетители страницы.
266 дочитываний, 73%. Пользователи, дочитавшие до конца.
2 мин. Среднее время дочитывания публикаци

МакГаффин - это то, без чего не было бы «Властелина колец», «Гарри Поттера» или старых добрых «Двенадцати стульев». Смахивает на шотландскую фамилию, но в писательском деле таким термином обозначают хитрый трюк, с помощью которого автор создает интригу.

Большинство историй о Поттере вращаются вокруг какого-нибудь МакГаффинаЧто такое МакГаффин?

Это что-то суперважное, но вместе с тем полнейшая пустышка. Парадоксально, но факт. МакГаффин - это нечто, за чем гонится главный герой истории и все его соперники. Он служит триггером для запуска действия и остается в центре сюжета, не играя в нем никакой иной роли, кроме причины бурной деятельности ключевых персонажей.
Из чего можно слепить МакГаффин?

Во «Властелине колец» приманкой для героев служит Кольцо Всевластия. Центром сюжета «Гарри Поттера и философского камня» стал (сюрприз, сюрприз!) тот самый философский камень. Еще в половине книг о юном волшебнике все гоняются за другими МакГаффинами - крестражами. В «Двенадцати стульях»… ну вы уже сами поняли.

МакГаффином можно сделать практически все: исчезнувшего человека, реликвию, секретные документы, таинственное послание, сверхспособности. Есть только одно условие - объект должен иметь высокую ценность для героев. Достаточно высокую, чтобы персонажи готовы были рискнуть жизнью или хотя бы парой пальцев, чтобы достичь цели.
5 правил хорошего МакГаффина

Любой МакГаффин можно заменить каким-то другим объектом. Даже не обязательно полностью раскрывать читателю его сущность. Но использовать этот прием можно с толком, и тогда история только выиграет, или криво, что сделает сюжет ходульным и неправдоподобным.

Итак, правила качественного МакГаффина:

1. Соответствие жанру. В триллере это должно быть нечто мистическое. Для фэнтези надо придумать какой-то мощный легендарный артефакт или что-то подобное.

2. Высокие ставки. Автор не обязан сразу и полностью раскрывать суть своего МакГаффина. Это может оставаться загадкой до самого конца книги. Однако читатель должен ощущать важность обладания таким объектом для главного героя как минимум через эмоции персонажа. Вот Толкин, к примеру, виртуозно замаскировал свой МакГаффин.

3. Сложность достижения. Цель получения желанного объекта должна сразу показаться почти невыполнимой. Либо читатель понятия не имеет, как его искать, либо путь к нему преграждают смертельные опасности и грандиозные препятствия.

4. Акцент. Нельзя позволить читателю понять, что весь сыр-бор начался из-за пустышки (если только вы не пишете комедию). Подлинная ценность истории должна заключаться в путешествии, а не в его конечной цели.

5. Оригинальность. Примеры избитых версий МакГаффина известны по блокбастерам. Непобедимый главный герой крушит все на своем пути в поисках то секретного оружия, то заложенной в людном месте бомбы, то еще какой дребедени. К выбору объекта надо подходить творчески, иначе от книги будет веять «осетриной второй свежести», и охотников читать ее не найдется.

Правильно сделанный МакГаффин помогает не только (дать пинка) стимулировать героев к действию, но также создать напряжение. Этому поспособствуют и советы из других статей:

Что такое саспенс и 5 правил виртуозной игры на нервах читателя

4 способа заворожить читателя с помощью "клиффхэнгеров"

литературное мастерство, литература

Previous post Next post
Up